03.10.2012

Дюккер , Эуген Густав (1841-1916)

Творчество Эугена Густава Дюккера, одного из основоположников эстонского реалистического пейзажа второй половины 19 века, весьма характерно для периода становления национальной школы живописи. Оно сочетает в себе традиции пейзажа русских художников-реалистов и мастеров дюссельдорфской Академии — в синтезе традиций формируется своеобразие художественного видения, осваиваются новые мотивы, связанные с изображением природы Эстонии.

Уроженец о.Эзель (Сааремаа), сын ремесленника из Аренсбурга (г.Курессааре, ныне — Кингисепп), Дюккер начал учиться у Ф.Штерна. В 1858-62 годах он занимается в петербургской Академии художеств у С.Воробьева, представителя романтического направления в академическом пейзаже. Академию Дюккер заканчивает с большой золотой медалью за картину "Дубы в окрестностях Ревеля" (1862, ГТГ). Художник Е.Ознобишин писал И.Шишкину в Германию об успехе двадцатилетнего Дюккера: "Общее мнение критиков выражается об Дюккере так: с тех пор как существует Академия — не было еще такого великого пейзажиста, как Дюккер, и если он будет так же выражать мотив, как пишет с натуры, то Европа увидит пейзаж, достигший самого великого развития". Уже в ранних работах Дюккера "Пейзаж острова Сааремаа" (1860, ГХМ ЭССР), "Морской берег (Остров Рюген)" (1865, ГРМ) складывается характерная схема пространственного пейзажа с далеким низким горизонтом и высоким небом. Создается впечатление, что для художника наиболее существенно запечатлеть как можно более полно и точно типичные ландшафты Эстонии и прибалтийского побережья.

В качестве пенсионера Академии художеств Дюккер в 1863-69 годах посещает Германию, Голландию, Бельгию, Францию. С 1864 года он постоянно живет в Дюссельдорфе, регулярно посылая в Петербург работы на академические вы ставки, а впоследствии — на выставки Товарищества передвижников. За картины "Поле после жатвы", "Болото на острове Рюген" и "Морской берег" в 1868 году он получает звание академика, а в 1873 — профессора петербургской Академии художеств.

В 1872 году Дюккер становится преподавателем пейзажного класса дюссельдорфской Академии как преемник О. Ахенбаха, в творчестве которого сильны мотивы романтизированного итальянского пейзажа. Вообще позднеромантическая тенденция характерна для пейзажа дюссельдорфской школы. Не менее заметны и жанровые мотивы в духе голландских художников 17 века и английских мастеров конца 18 — начала 19 века (А.Морленд, Д.Уилки). Центральной фигурой среди мастеров школы бесспорно являлся И.Ширмер, первый преподаватель пейзажного класса, чье творчество оказало влияние на Дюккера и Шишкина. Во второй половине 19 века дюссельдорфская Академия привлекает большое число художников из северной Европы, способствуя развитию национальных школ этого региона.

Становление эстонской пейзажной живописи связано с именами Й.Келера и К.Майбаха, уроженцев Эстонии, окончивших Академию художеств и живших в Петербурге.

Существенная роль в сложении национального пейзажа принадлежит и творчеству Дюккера, хотя его связи с Эстонией тоже носили эпизодический характер. Умиротворенной предстает природа Эстонии в его сдержанных и несколько созерцательных пейзажах ("Пейзаж острова Сааремаа", 1860; "Берег Тискре", 1866; "На берегу реки Пярну", 1879; "Берег моря", 1885; все — в ГХМ ЭССР). Он предпочитает простые мотивы. Статичные панорамные экспозиции открывают взору большие пространства, настраивая на высокий лад; в представлении художника идеальное начало как бы растворено в природе. Но, стремясь передать величественность пейзажа, Дюккер не отказывается от явной географической конкретности; доминирует в конечном счете реальный образ, а не изначальная идея, что свидетельствует о преодолении позднеромантических тенденций дюссельдорфского пейзажа. Тщательность разработки мотива проявляется в скрупулезном "упоминании" детали и неброском колорите при его богатой тональной нюансировке. Жанровые элементы в пейзаже условны, воспринимаются не более как стаффаж.

Художественно живее у Дюккера этюды, имеющие много аналогий с произведениями Шишкина, например, в характерности "лесного" мотива, в склонности к аналитической штудии натуры. В "Этюде дерева" (1875) и "Большом этюде леса" (1875) больше внимания уделяется проблеме формы, чем световоздушной среды. Обычно для этюдов Дюккер выбирает ландшафты побережий Балтийского и Северного морей, позднее — Гарц.

Помимо живописи художник работает в техниках сепии, акварели и офорта, привлекавших внимание новыми возможностями тональной разработки мотива.

Известное значение для национальной школы живописи имела преподавательская деятельность Дюккера в дюссельдорфской Академии (1872-1916), способствовавшая привлечению эстонских художников в Дюссельдорф. Среди его учеников — известные впоследствии мастера О.Гофман, Р.Берггольц, А.Шлатер.

Произведения Дюккера экспонировались на всемирных выставках в Париже (1867), Лондоне (1872), Вене (1873), Берлине (1886). Большая выставка работ мастера состоялась в 1954 году в Таллинне.

А.Самойлов
Сто памятных дат. Художественный календарь на 1991 год. М.: Советский художник, 1990.