Сёра, Жорж (1859-1891)
В середине восьмидесятых годов прошлого века, когда французская публика уже привыкла к живописной манере импрессионистов и уже не так возмущалась непривычно яркими красками их картин, на восьмой выставке группы этих художников появилась большая картина еще никому не известного молодого живописца — "Воскресенье после полудня на острове Гранд-Жатт" (ныне в Художественном институте, Чикаго). Друг молодых художников критик Феликс Фенеон так описывал ее сюжет: "Летом, в воскресенье, в четыре часа дня, на островке, мимо которого проплывают лодки, под деревьями гуляет праздничная публика, радуясь свежему воздуху. На картине около сорока персонажей иератического рисунка; они повернуты точно в фас или спиной к зрителю, сидят, образуя прямой угол, лежат, вытянувшись по горизонтали, стоят, выпрямившись".
Картина, изображающая парижскую публику во время гулянья, была написана мельчайшими точками чистых цветов, которые художник наносил тонкой кисточкой. От французского слова "point" (точка) появилось название новой манеры — пуантилизм. Сам Сера и обратившиеся в его веру другие художники, среди них Поль Синьяк, Анри-Эдмон Кросс, предпочитали называть себя неоимпрессионистами, подчеркивая тем самым свою связь со старшим поколением живописцев-новаторов.
Жорж Сера учился в Школе изящных искусств у Анри Лемана, ученика Энгра. Он делал штудии с античных статуй, картин Гольбейна, Пуссена. С 1880 года художник начинает работать самостоятельно, делая интересные рисунки, в которых лишь подспудно ощущалась пройденная им система академической выучки.
Непрестанно изучая натуру, всматриваясь в искусство прошлого и настоящего, Сера нашел для себя еще один источник формирования собственного стиля — труды ученых. Он изучал книгу химика Эжена Шеврейля, в которой рассматривались законы сочетания и контраста цветов. Во французском переводе он прочел работу американского профессора Огдена Н. Руда "Научная теория цветов". Руд исходил из опытов английского физика Максвелла с вращающимися дисками, на которые были нанесены все цвета спектра. Ученый экспериментально доказывал, что оптическое смешение цветов при зрительном восприятии ярче и светоносней, чем смесь пигментов на палитре. Опираясь на труды немецких физиков Гельмгольца и Дове, Руд разъяснял специфику восприятия света сетчаткой глаза.
Вот почему Сера писал такими мелкими точками — при взгляде на картину издали мелкие пятнышки чистых цветов сливались и образовывали изысканную вибрирующую цветовую гамму.
Еще один ученый труд — "Эссе об абсолютных знаках в искусстве" Юмбера де Сюпервиля — оказал влияние на живописную теорию Сера. В этой книге выводилось соответствие между различными направлениями линий (наклоняющихся влево, вправо и т. п.) и эмоциональным состоянием человека. Подчиняясь сложным геометрическим схемам и продуманной символике линий, фигуры людей у Сера получали "иератический рисунок" — условное статическое изображение.
Импровизационную по духу, непосредственную по ощущениям живопись импрессионистов Сера попытался ввести в рамки стройной логической системы. Творить, подчиняясь исключительно законам "научной живописи", удавалось одному Сера. После ранней смерти художника в 1891 году его сподвижники Синьяк и Кросс стали увеличивать пуантилистическую точку до размеров цветового пятна, а впоследствии на живописные завоевания неоимпрессионизма опирались фовисты — Анри Матисс и другие.
Ныне стремление Сера опереться на научные открытия с целью обосновать свои правила живописи рассматривается как дань художника его эпохе — времени великих научных открытий, когда авторитет ученых необыкновенно возрос в обществе. Произведения Сера, несмотря на их кажущуюся застылость и абстрагированность, сохраняют живые впечатления художника, его настроения. Сера был внимательным наблюдателем парижской жизни, он писал купальщиков на Сене, строящуюся Эйфелеву башню, выступления танцоров и музыкантов, цирк. В его жанровых картинах отражалась пестрая суетная жизнь вечерней столицы, на которую художник взирал как зритель, смотрящий из партера на сцену.
Иными по настроению были марины Сера — пустынные виды берега, маяка, скал и моря, пронизанные чувством одиночества и печальной меланхолии. По сравнению с импрессионистической жанровой картиной и пейзажем, например, с веселыми лодочниками Ренуара или сверкающим морем Клода Моне, образы живописи Сера более созерцательны, художник не столь увлечен зрелищем жизни, сколь углублен в процесс творчества — видно, что каждая картина — результат медленной кропотливой работы.
Сера не получил официального признания при жизни. Когда он умер, многие критики утверждали, что он не успел реализовать свои возможности. Но его друг Синьяк был уверен, что Сера "писал всего семь лет, а его творчество охватило все: черное и белое, цвета, линии, даже рамы; он все изучил и все довел до полного успеха".