03.10.2012

Ильинская, Софья Владимировна (1891-1965)

Софья Владимировна Ильинская родилась 16(28) февраля 1891 года в Риге. Художественное образование получила в Москве, в Строгановском училище (1909-15). Посещала также частные московские студии К.Ф.Юона, И.О.Дудина, П.И.Келина. В 1914-15 годах в Екатеринославе (ныне Днепропетровск) Ильинская преподавала рисунок и композицию в школе ковроделия и вышивки. Тогда же началось углубленное знакомство с традициями народного украинского искусства.

После Октябрьской революции Ильинская активно включилась в художественную жизнь советской России. В 1917 — 27 годах по ее проектам и при ее непосредственном участии были вышиты знамена для различных фабрик, частей Красной Армии, для крейсера "Аврора", ВЦИКа, для Крестьянского интернационала (последнее — совместно с другими мастерами). Эти произведения отличает праздничность образного строя, характерная для агитационно-массового искусства первых лет Октября.

Ильинская — художник декоративно-прикладного искусства, активный его пропагандист. На протяжении долгих лет она изучала народное искусство России, других советских республик, используя приемы и мотивы этого искусства в своих произведениях. Работая при Кустарном музее (в 1922-27 гг. именовался Центральной опытно-показательной станцией ВСНХ РСФСР; с 1927 года вошел в состав НИИХП), она наряду с другими сотрудниками помогала мастерам художественных промыслов в переосмыслении их творчества в условиях социалистического общества.

Начиная с 1930-х годов Ильинская прочно связывает свою творческую биографию с текстильной и другими отраслями художественной промышленности. Она — искусный мастер строчевышивального дела и костюма, ею выполнены всевозможные эскизы тканых скатертей, плательных и набивных тканей, клеенок и обоев. По ее эскизам создано множество ковров и гобеленов: "Декоративный" (несколько вариантов — 1931-36), "Тюльпаны" (1940), "Враги не пройдут к Москве" (1941-42), "Цвети, моя Родина", "Хлеб и розы" (оба — 1949), "Мичуринский" (1958), "Арктика" (1961) и др.

В творчестве Ильинской переплетаются элементы традиционных орнаментов народов СССР и чисто декоративные растительные мотивы. Народный орнамент Ильинская знала в совершенстве: в ее художественных созданиях он как бы запрограммирован, задан. Модели платьев, вышитых по ее рисункам, отличает сочетание этого совершенного знания с некоторым "акцентированием" их связи с непосредственными прототипами, образцами. Растительные же мотивы, которые художница любила вводить в свои ковры и гобелены, как типичные для фольклора того края, откуда они почерпнуты, так и просто наблюденные в природе (сохранились акварельные зарисовки цветов, сделанные автором), являются "инкрустацией" в общей канве произведений Ильинской, причем народные традиции почти полностью переосмысляются автором. Ее ковры и гобелены монументальны, нарядны и праздничны при известной мягкости красочной гаммы. Отличает их и некоторая приподнятость образного строя, созвучная пафосу послевоенной эпохи.

Ожили в искусстве Ильинской традиции искусства народов русского Севера (его мотивы были использованы ею при создании моделей детской одежды, в основу которой положены покрой и орнамент в виде вставок из цветной ткани) и чувашских "жениховых" платков.

В 1937 году ею был разработан костюм для солистки хора имени М.Е.Пятницкого А.Прокошиной, впоследствии взятый как образец при исполнении костюмов хористок.

Традиции народного искусства не только бережно сохранялись художницей в ее творчестве, но и передавались ученикам. Ильинская преподавала во Вхутемасе (1924-25), в Московском художественно-промышленном училище им. М.И.Калинина (1932-46). С первых дней основания журнала "Декоративное искусство СССР" она — его активный сотрудник, неутомимый член редколлегии.

Софья Владимировна Ильинская умерла 12 февраля 1965 года в Москве.

О.Черных
Сто памятных дат. Художественный календарь на 1991 год. М.: Советский художник, 1990.