03.10.2012

Марк, Франц (1880-1916)

В 1910 году в ответ на просьбу мюнхенского издателя Р.Пипера прокомментировать тему "животных в искусстве" Франц Марк писал: "Я не ставлю своей целью изображение только животных... Я хочу обострить свое восприятие органического ритма всех вещей, расширить пантеистическое ощущение мира, живого пульсирующего потока крови в природе, деревьях, животных и воздухе... Я не знаю лучшего способа подобного "оживления" искусства, чем изображение животных". Именно тогда, в 1910 году, Марк сформулировал свое эстетическое кредо, которое сам он описывал терминами "оживление", "пантеизм", "чистота", "ритм".

Франц Мориц Вильгельм Марк родился 8 февраля1880 года в Мюнхене в семье Вильгельма Марка, юриста и художника-дилетанта. В детстве будущий живописец отличался застенчивостью и склонностью к мечтам и размышлениям; эти черты характера поощрял в нем старший брат Пауль, впоследствии известный ученый-византинист. В последние годы пребывания в гимназии Франц особенно увлекался философией Фридриха Ницше и музыкой Рихарда Вагнера. Первоначально он хотел посвятить себя изучению теологии и мечтал о труде сельского священника. Немного позднее думал о занятиях философией и даже поступил в 1899 году на философский факультет Мюнхенского университета. И лишь во время прохождения обязательной военной службы Франц Марк принял решение стать художником.

В 1900 году Марк был принят в Мюнхенскую Академию художеств, где учился в течение нескольких лет под руководством посредственных академических живописцев Габриэля Хакля и Вильгельма фон Дица. В начале века Мюнхен был признанным художественным центром Германии. Вкусы мюнхенской публики определяла господствующая манера модного светского портретиста Франца фон Ленбаха — артистически небрежная, в темных тонах живопись. Направление символизма было представлено творчеством Франца фон Штука, последователя популярного швейцарского художника Арнольда Беклина. Штук также преподавал в Академии в годы обучения там Марка; среди его учеников были Пауль Клее и Василий Кандинский, которым позднее было суждено стать близкими друзьями Франца Марка.

В Академии Марк приобрел профессиональное мастерство, но система преподавания исторической живописи в традициях 19 века была ему глубоко чужда. Мечта бежать из этой удушающей художественной атмосферы осуществилась весной 1903 года, когда Марк уехал на полгода во Францию. Здесь, на выставках и в музеях Парижа, он открыл для себя цветные рефлексы импрессионистов и мощную пластику Эдуарда Мане, аскетичные формы древнего искусства из собраний Лувра и линейную декоративность японской гравюры. Быстро впитывая уроки искусства, Марк искал свой стиль и свои сюжеты. Кратковременные эпизоды его биографии — увлечение стилем модерн и сентиментальным лиризмом немецкого почвенничества — только способствовали осознанию собственных эстетических воззрений. Уже в середине первого десятилетия века в искусстве Марка обозначилась противоположная академическому натурализму его учителей тенденция двухмерности цветового и линейного арабеска.

В 1907 году Франц Марк впервые показал на выставке большой живописный эскиз для гобелена "Орфей и звери" (Мюнхен, Ленбаххаус). Фризообразная композиция эскиза как бы воскрешает забытое видение земного рая — певец, идущий по цветущему лугу в окружении послушных божественным звукам зверей и птиц. Известно, что свой интерес к животным художник подкреплял всесторонним изучением предмета. Он читал об обращении с животными в монастырях ордена францисканцев; в знаменитом берлинском зоопарке делал зарисовки с натуры, а в зоологическом музее — штудии скелетов животных; исследовал соотношение внешней формы и внутренней структуры.

В произведениях, написанных Марком около 1910 года, отразилось его душевное состояние того времени, неуравновешенное и чреватое срывами. Мучительный роман с художницей Анеттой фон Экардт, литературный, в духе Достоевского брак из сострадания с Марией Шнюр, закончившийся крахом благих намерений — все это отвращало художника от людей, заставляло его искать идеал в "неразумной" природе. "С раннего возраста я воспринимал людей уродливыми. Животные казались мне прекраснее и чище", — писал Марк. Но это не означало отказа от гуманистических ценностей. Образ животного стал изобразительной метафорой природного, не изуродованного цивилизацией человеческого духа — такого, каким он должен быть по мысли художника.

"Три красные лошади" (1911, Рим, коллекция П.Гейер) — первый законченный образец уникального звериного стиля Франца Марка. Конь был любимым "героем" художника, воплощением красоты и совершенства природных сил. Все лето 1910 года, поворотного в творчестве Марка, художник провел в деревушке Зиндельсдорф, наблюдая пасущихся в лугах лошадей. Он делал беглые зарисовки, которые вылились в три варианта картины "Лошади на пастбище". Но только четвертый вариант, "Три красные лошади", суммировал натурные наблюдения в отточенный символический образ. Грация благородных животных, изображенных в разных поворотах и слитых в триединое целое, напоминает кружащийся ритм танца.

Глубокие мерцающие цвета — красные тела на фоне желто-зеленого луга, голубых камней и пурпурно-лиловых отблесков уходящего солнца — раскрывают новые эмоциональные возможности колорита в живописи.

Здесь уместно вспомнить, что Франц Марк вместе с Василием Кандинским были создателями группы "Синий всадник", первая выставка которой состоялась в Мюнхене в декабре 1911 года. Художники этого объединения, среди которых были также Генрих Кампендонк, Лионел Фейнингер, Пауль Клее, Альфред Кубин, продолжали развивать принципы немецкого экспрессионизма, провозглашенные в 1905 году живописцами группы "Мост" в Дрездене. Франц Марк стоит особняком в движении экспрессионизма. Романтическое стремление к идеалу, поиск внутренней гармонии особенно ощутимы в таких его работах, как "Голубая лошадь" (1911, Мюнхен, Ленбаххаус), "Бык" (1911, Нью-Йорк, Музей Гуггенхейма), "Белая кошка" (1912, Галле, галерея Морицбург), "Собака, глядящая на мир" (1912, Цюрих, частное собрание). Эти свойства отличают искусство Марка от творчества других экспрессионистов с их напряженной экзальтацией цвета и формы. Однако накануне первой мировой войны в творчестве Марка появилось тревожное настроение. Это было скорее интуитивное предчувствие надвигающейся катастрофы, чем осознание исторической ситуации.

В 1913 году Марк пишет картину "Волки" (Мюнхен, Ленбаххаус) — стаю алчных зверей, вносящих огонь войны и разрушения в мирную идиллию природы. В том же году он создает свою знаменитую "Башню синих лошадей" (местонахождение неизвестно), где некогда гармонический образ лошади становится звеном устрашающе неустойчивой конструкции громоздящихся и рушащихся форм. Кульминацией тревожных предчувствий стала картина "Судьбы животных" (1913, Базель, Художественный музей). По признанию самого художника, он лишь впоследствии ощутил в полной мере пророческий характер этих картин: в разломах и сдвигах форм ему явственно слышался "гул копыт апокалиптических всадников".

В последний год творчества — 1914 — Марк открыл для себя возможности живописи вне реальных предметных форм. "Картина с коровами", "Борющиеся формы", "Тироль" (все три — Мюнхен, Баварские государственные собрания) последовательно демонстрируют тот путь, по которому двигался художник, переступив порог реальности. Взрывчатая динамическая структура этих полотен, мощный ритм цветовых сочетаний позволяли ожидать развития принципов абстрактного искусства.

Но путь Марка-художника был прерван началом войны. Разделяя общую для части немецкой интеллигенции иллюзию духовного обновления, которое должна была принести с собой героическая победная война, Франц Марк ушел добровольцем на фронт. 4 марта 1916 года он погиб во время сражения под Верденом — бессмысленного сражения, продолжавшегося едва ли не полгода и унесшего 335 тысяч жизней со стороны Германии и 360 тысяч со стороны Франции.

После смерти художника в Мюнхене и Берлине были организованы его мемориальные выставки. Художественное наследие Франца Марка составили 240 произведений живописи, 451 рисунок, 63 гравюры, 87 набросков в письмах и открытках, 30 предметов прикладного искусства, 17 скульптур и 32 записные книжки. За этими скромными цифрами — напряженная творческая жизнь, сжатая в очень короткий срок, полная стремления к духовному очищению и утраченному идеалу.

Е.Гордон
Сто памятных дат. Художественный календарь на 1991 год. М.: Советский художник, 1990.