Хлебникова, Вера Владимировна (1891-1941)
"Когда из потоков перламутровых отсветов, из сбегающих и оковывающих формы линий возникали формы тела на холсте — это тихая музыка". Живописное дарование Веры Хлебниковой, музыкальное и поэтичное, долгое время было как бы заглушено мощной полифонией русского искусства начала 20 столетия, затенено ее ближайшим окружением.
Дочь выдающегося ученого, сестра великого поэта, жена и мать известных художников, она тем не менее сумела сохранить индивидуальность своего творческого почерка. Ее таланту была свойственна "абсолютная правдивость" и "постоянная тихая деятельность". Неповторимость личности художницы драгоценна для потомков, поэтому негромкий голос Веры Хлебниковой ясно различим среди могучего многоголосия ее современников.
Родилась Вера Хлебникова в зимней ставке Малодербетовского улуса в Астраханской губернии. Ее отец — попечитель улуса Владимир Алексеевич Хлебников — был натуралистом, орнитологом и лесоведом. В то время он увлекался этнографическими зарисовками быта кочевников. Домашними учителями рисования у детей Хлебниковых были Л.Чернов-Плесский и П.Беньков.
Окончив Мариинскую женскую гимназию в Казани, Вера Хлебникова поступила вольнослушательницей в головной контурный класс Казанской художественной школы (1905). Художница вспоминала об этом времени полного погружения в любимое дело: "Этюды огромные бесстрашными мазками, краски на носу, на щеках, на руках, башмаках". Но ее "бесстрашие" не встретило сочувствия в школе: "Ваши работы слишком обращают на себя внимание, нужно, чтобы работы учеников не отличались одна от другой по приему, ваша мозаичность — это предвзятость. Перемените вашу манеру". Вероятно, нечто подобное в те годы приходилось слышать каждой оригинальной творческой личности, чуткой к новым веяниям в искусстве. Семена сомнения были посеяны, и время безоблачного творчества Веры Хлебниковой сменилось периодом "болезненных исканий". Художница ясно осознавала необходимость дисциплины и школы, но возникал вопрос: где и у кого учиться?
Среди современных русских художников ее восхищал и волновал Врубель, был близок Нестеров и его "нежный пастушеский мир".
Недолго "промучившись" в Киевском художественном училище (1908), Вера Хлебникова писала: "На холсте какие-то бессвязные бои красок и очертаний, похожесть не радует, а кругом нет никого, кто бы сказал". Поиски учителя, который бы сказал живое слово, созвучное душе художницы, приводят Веру Хлебникову в Москву, в Частную художественную школу К.Ф.Юона, а затем в Петербург, к профессору Яну Ционглинскому в школу Общества поощрения художников (1910). Здесь она впервые почувствовала радостную уверенность в работе, встретила понимание соучеников.
В портрете брата "Велимир в мордовской шапке" (1911), одном из значительных прижизненных изображений Хлебникова, художница создала облик мятущегося поэта, стоящего перед неотвратимостью зова судьбы.
Вероятно, по совету брата или кого-либо из художников его круга Вера Хлебникова поехала в Париж, центр устремлений передовой художественной молодежи того времени (1912). Она поступила в академию Витти, где училась у К.Ван Донгена. Студийный этюд "Натурщица" (1912) свидетельствует о том, что художница, сохранив индивидуальность своей манеры, серьезно продвинулась в понимании цвета и формы.
Наступил долгожданный период "нахождения своих гармоний", который вскоре сменился под небом Италии, под сенью искусства раннего и Высокого Возрождения, этапом "нахождения тем для своих композиций".
В Италии (1913-16) Вера Хлебникова писала этюды с натуры — "Деревья. Капри", "Пейзаж с пиниями", а также импровизации, навеянные образами старины ("Мадонна", "Пророк"). Особенно интересна четырехчастная композиция "Древо жизни", где сквозь католическую символику проглядывает декоративное узорочье русского народного искусства. Тема противостояния жизни и смерти, добра и зла, появившаяся в этой картине, получила развитие в работах "Старое и молодое", "Слепцы" (1916-17). Эти произведения были созданы уже на родине, куда Вера Хлебникова вернулась в 1916 году с большими затруднениями, так как шла первая мировая война.
В Астрахани во время установления советской власти (1918) Вера Хлебникова работала в художественном отделе Губполитпросвета, преподавала в художественной школе, участвовала в выставке астраханской Общины художников. Она сотрудничала в местной газете "Коммунист", помещала рисунки и статьи, опубликовала рассказ "Царь Тиф" (1921).
После трагической смерти брата Велимира Хлебникова в 1922 году она написала свои воспоминания. Выполняя долг перед памятью поэта, Вера Хлебникова начала иллюстрировать его произведения.
"Вила", "Леший", "Русалка", "Ветер" — иллюстрации к поэме "Лесная тоска" были выполнены в двадцатые годы. Эти произведения воплощают таинственные образы хлебниковской поэзии в почти осязаемой форме. Лесное лохматое чудовище лешак ("Леший") видится именно таким, каким его представила фантазия создателя. Декоративность цветовых пятен, красными, желтыми и синими каплями растекающихся по серо-голубому или темному фону, орнаментальная трепетность линий этих акварелей претворяются в изображения, убедительные до наглядности. Художнице удалось выразить то, что, казалось бы, пластически неуловимо — воплотить движение стихии в ритмизованном вихре закрученных линий, созвучных ритму хлебниковских строк: "Полотенцем моей грезы // Вытру ветру его слезы. // Ветер ветреный изменник // Не венок ему, а веник".
В 1924 году Вера Хлебникова вышла замуж за Петра Митурича, художника, профессора Вхутемаса. Петр Митурич был свидетелем кончины Велимира Хлебникова, на его долю выпал печальный долг быть посмертным биографом Веры Хлебниковой и первым исследователем ее творчества. Он определил основные этапы становления творческой личности художницы, образно назвав периодом "отражения действительности в гармонии отвлеченных композиций" годы работы в Астрахани; метко определил 1924-41 годы как период растущего "могучего чувства мира на примерах наблюдения мотивов природы".
В эти годы, писала ли Вера Хлебникова монументальные панно ("Ход сельди", 1931), рисовала ли камерные портреты своих друзей и близких ("П.В.Митурич", 1924; "Спящий сын", 1926), — освобожденное чувство натуры, которое долго дремало в подсознании, находило выражение в ее произведениях. Новой темой вошел в ее творчество городской пейзаж ("Вид из окна", 1938). Эта работа была написана из окна дома номер 21 по Мясницкой улице, где Вера Хлебникова жила все эти годы. Жизнь художницы оборвалась в 1941 году. Она скончалась после тяжелей болезни и похоронена на Новодевичьем кладбище в Москве.