Гудон, Жан Антуан (1741-1828)
Крупнейший французский мастер 18 столетия Жан Антуан Гудон родился в Версале 25 марта 1741 года. В 1756 году он был принят в школу Королевской Академии живописи и ваяния, получил третью премию по скульптуре, а в 1761 году, в возрасте двадцати лет, — первую премию за барельеф "Царица Савская подносит дары Соломону". Учителями Гудона были Мишель Слодтц, Жан-Батист Лемуан и Жан-Батист Пигаль. Восемь лет он проучился в школе и Академии и как один из лучших учеников в 1764 году был послан в Рим.
В Италии скульптор оставался четыре года и за это время создал ряд произведений, которые сделали его имя известным. Это статуя "Весталки", "Экорше" — анатомическая штудия, скульптуры для украшения церквей "Св. Бруно" и "Св. Иоанн Креститель". В этих ранних скульптурах, которые мастер в дальнейшем неоднократно повторял в других материалах, он отдает предпочтение классической трактовке образа, ясной, спокойной, уравновешенной, связанной с изучением античного наследия.
Необходимость заработка, поиски заказчиков и покровителей, вероятно, не позволили ему продлить итальянское пенсионерство, как это делали другие. В 1768 году скульптор вернулся в Париж. Здесь он нашел своего первого покровителя немецкого герцога Саксен-Готского, который в течение многих лет был заказчиком художника. Начиная с 1769 года, когда Гудон дебютировал в Салоне, и вплоть до конца столетия ни один из открывающихся Салонов не обходился без вещей скульптора.
В Салоне 1771 года появился один из самых знаменитых бюстов Гудона — портрет Дени Дидро. Сам философ, знаток и критик искусства, отметил необычайное сходство портрета. Дидро портретировали часто. Но среди портретов, созданных Ван Лоо, Анн Мари Колло, Ж. — В. Пигалем и Л. — А. — Ж.Лекуантом, портрет Гудона выделяется яркостью и живостью характеристики. Бюст свободен от всяких аксессуаров и украшений. Все внимание сконцентрировано на лице. Гудон изобразил философа без парика, к которому тот питал нескрываемую ненависть. Слегка растрепаны волосы, Гудон трактует их легко и свободно, как во всех своих скульптурах. Бюст высоко срезан, голова повернута в три четверти, рот приоткрыт, широко раскрыты глаза, их взгляд живой и непосредственный, схвачено мимолетное выражение лица. Это произведение заставило говорить во Франции о молодом таланте. Через Дидро и его близкого друга Мельхиора Гримма Гудон вскоре приобрел самого могущественного своего покровителя — русскую императрицу Екатерину II, которая могла заказывать Гудону дорогостоящие бронзы и мраморы.
В 1770-е годы скульптор становится известен как мастер надгробной скульптуры. Среди самых известных его работ — надгробия фельдмаршала М.М.Голицына и сенатора А.Д.Голицына (они находятся в некрополе Донского монастыря в Москве) и гробница графа д'Эннери. По композиции надгробия восходят к типу классических надгробных стел Древней Греции.
Гудон выполняет скульптуры на мифологические темы. За мраморную статую "Морфей" в 1777 году он был избран академиком. Одной из самых известных скульптур 18 столетия стала его "Диана-охотница". У Гудона Диана изображена обнаженной, она сохраняет равновесие, стоя на пальцах одной ноги, что создает иллюзию бега. Откровенная чувственная трактовка образа не противоречит чисто классическому изяществу статуи. Те же черты присущи другой популярной статуе Гудона — "Зима", которая олицетворена в образе прекрасной полуобнаженной озябшей девушки.
Многие произведения Гудона хорошо известны во всем мире еще и потому, что он их тиражировал, многократно повторяя в дешевом гипсе и в более дорогих мраморе и бронзе. Это был едва ли не единственный скульптор 18 столетия, овладевший техникой литья бронзы. Особенно он увлекался ею в 1780-90-е годы. Он писал: "Я могу выступать в двух ролях — скульптора и литейщика. В первой я — творец, во второй — я могу точно воспроизводить других..."
Однако в историю скульптуры Гудон вошел прежде всего как мастер портрета. Ему свойствен аналитический подход к натуре, неустанный поиск жизненной правды, его образы отличает глубокий и острый психологизм. Число его портретных скульптур велико. Особую группу составляют портреты детей. Среди них превосходные бюсты Александра и Луизы Броньяр, портреты дочерей скульптора Сабины, Анны-Анж и Клодины и другие. 18 век как бы заново открывает мир ребенка. Гудон сумел передать ощущение свежести и чистоты детства без налета сентиментальности и игривости, свойственной рококо. В его произведениях дети — это мыслящие личности с собственным внутренним миром.
К числу блистательных портретов деятелей французского театра, созданных Гудоном, принадлежит посмертный бюст Мольера, исполненный по заказу "Комеди Франсез". Гудон добился в нем сходства с существующим живописным портретом Мольера, который он не сумел увидеть в процессе работы, но создал образ-олицетворение французского театра вообще. Голова Мольера, данная в обрамлении длинных, свободно ниспадающих волос, резко повернута, необыкновенно живая поза предполагает немедленное действие или движение. Взгляд пронзительный, рот слегка приоткрыт, как будто в разговоре. Вокруг шеи свободно повязан широкий шарф. Выставленный в здании Королевской библиотеки бюст вызвал восторг критиков, и Гримм писал по его поводу: "Его взгляд (господин Гудон, вероятно, единственный скульптор, умеющий передавать глаза) пронизывает душу".
Гудон выполнил портреты многих известных людей своего времени: Неккера, Лафайета, Вайи, Б.Франклина и Д.Вашингтона и других. Для серии портретов великих людей, задуманной д'Анживийе, он создал портрет маршала де Турвиля. Гражданские добродетели, а также заслуги в науке и искусстве являлись критериями выбора лиц для этой портретной галереи. Но подлинным продолжением серии следует считать портреты уже упомянутого Дени Дидро, Ж. — А.Даламбера, Ж. — Ж.Руссо (был выполнен с посмертной маски) и самый известный из них — портрет Вольтера.
Гудон в очень короткий срок, работая по снятой им маске, выполнил статую Вольтера.
Скульптор представил Вольтера сидящим в кресле, наподобие античного, окутал мантией, очень напоминающей домашний халат философа. Широкие складки мантии ложатся на плечи и колени, обрисовывая скрытую под ними фигуру и в то же время придавая ей внушительность. Повязка на лбу уподоблена античной. Аксессуары создают образ поэта-философа, принадлежащего миру современному и миру античному. Лицо портретируемого излучает огромную жизненную силу и высокую духовность. Все богатство внутренней жизни Гудон передает в мгновенно схваченном выражении, которое трудно поддается определенной интерпретации. Это тонкий, точный и величественный портрет, в котором век Просвещения нашел свое яркое воплощение.
В 19 столетии, вплоть до смерти в 1828 году, Гудон работал не так ярко, словно посвятив весь свой огромный неповторимый талант 18 столетию.