Эрнст, Макс (1891-1976)
В 1923-24 годах в Париже немецкий художник Макс Эрнст написал большое полотно, которое назвал "Встреча друзей". На скалистой вершине горы (пародийный образ современного Парнаса) он изобразил много людей, одни из которых стремительно "вбегают" в картину, торопясь занять свое место, а другие уже сидят, как на групповой фотографии. Среди реально существовавших лиц — друзей Эрнста — помещен портрет Рафаэля, вероятно, потому что вся композиция отчасти навеяна его знаменитой фреской "Афинская школа", а также Ф.М.Достоевского, на коленях у которого сидит молодой человек в зеленом костюме — сам художник. Достоевский мог быть близок Эрнсту, так как он изучал в университете психологию и историю искусства, а великий русский писатель был в начале столетия властителем дум читающей молодежи.
Все персонажи в картине Эрнста помечены цифирками (как это делалось на заказных групповых фотографиях в Германии в 1910-е годы), а слева и справа помещены списки изображенных. Здесь можно найти портреты художников и писателей, которые оказали влияние на судьбы искусства нашего века. Позади Эрнста и Достоевского стоит Ханс Арп, немецкий художник, который способствовал приобщению Эрнста к дадаизму — художественно-поэтическому течению, сложившемуся около 1916 года. Здесь же Джорджо де Кирико — итальянский живописец метафизического направления, чьи произведения с пустынными загадочными архитектурными пейзажами и похожими на манекены фигурами, оказали влияние на стиль живописи Эрнста.
Единственная в группе женщина — Галя, жена поэта Элюара, юная муза, вдохновлявшая поэтов и художников (через несколько лет она стала женой Сальватора Дали). Один из "вбегающих" — Бааргельд, друг Эрнста, вместе с которым он основал в 1919 году группу дадаистов в Кельне. Главной фигурой во всей группе является превосходящий других и размером изображения — Андре Бретон в развевающейся красной накидке, автор вышедшего в свет в 1924 году знаменитого манифеста сюрреализма. Изображены также поэты и писатели — Поль Элюар, Луи Арагон, Филипп Супо, Бенжамен Пере. Последний написал много стихотворений и критических эссе, посвященных Эрнсту.
Дадаизм (название "дада" было найдено намеренно случайным образом в раскрытом наугад словаре) был течением, отражавшим настроения интеллигенции времени первой мировой войны. Ядро его сформировалось в Швейцарии, в Цюрихе, где нашли укрытие те, кто не хотел участвовать в кровопролитиях. Дадаисты программно утверждали "антиискусство", выражая тем самым свой протест против прогнивших ценностей довоенной жизни и милитаристской идеологии. Их излюбленными средствами самоутверждения были разного рода публичные выходки, скандалы, шокирующие публику. Их стилем общения был свой выдуманный лишь им понятный язык намеков и самоиронии, ими изобретенные игры, шутки, переиначенные пословицы. Богатая жестикуляция персонажей в картине Эрнста отчасти отражает эту склонность дадаистов к особым тайным знакам, есть здесь и воспоминания художника о языке глухонемых, знакомом ему с детства, так как его отец был учителем в школе для тех, кто страдал этим дефектом.
Художественные средства дадаистов сближают их с другими течениями двадцатого столетия. У кубистов они заимствовали приемы коллажа. Эрнст любил находить старинные гравюры и наклеивать их фрагменты в свои картины, соединяя с нарисованными фигурами и предметами. "Автоматическое письмо", способ неконтролируемого сознательно самовыражения, будет использовано затем сюрреализмом, первой фазой которого можно считать дадаизм. Своим стремлением включать в композиции реальные предметы дадаисты предвосхитили возникший несколькими десятилетиями позднее поп-арт0.
Часть дадаистов, такие как Георг Гросс, Джон Хартфильд, примкнули к революционному движению, Луи Арагон стал коммунистом. Макс Эрнст в тридцатые годы поддерживал тесные контакты с антифашистскими группами, в 1939 году он был интернирован, его преследовало гестапо, и в 1941 году он уехал в Америку. В 1950 Эрнст вернулся в Париж, который стал его второй родиной, и жил здесь до своей смерти в 1976 году.
Эрнст создал свой собственный художественный мир, обладающий только ему присущей поэтикой. Еще в период дадаизма (это течение прекратило свое существование к 1922 году) Эрнст изобрел особый способ рисования на холсте или бумаге, под которую подкладывался кусок дерева, обладающий ярко выраженной фактурой, и при нажиме эта органическая структура древесины проступала на плоскости изображения. Впоследствии он продолжал изображать некие хаотические природные формы, похожие на минералы, кристаллы, кораллы, растения или насекомых, которые он воссоздавал в мельчайших подробностях, будто видел их сквозь линзу микроскопа.
В годы после второй мировой войны художник писал композиции и с геометрическими формами, отчасти навеянные ритуальными масками этнографической коллекции, — такие как "Рождение комедии" (1947). Влияние архаических культур проявлялось и в его скульптурных произведениях. В старости художник писал картины, в которых использовал опыт своей молодости, но пересматривал его с иных, жизнеутверждающих позиций, скепсис уступил место лирическим чувствам.