03.10.2012

Доменикино (1581-1641)

Доменико Дзампьери, прозванный современниками Доменикино, родился на севере Италии в Болонье и был одним из самых способных представителей болонского академизма. Сведений о нем сохранилось немного. Он учился в мастерской малоизвестного художника Дениса Кальварта, но скоро перешел в "Академию направленных на верный путь", основанную в Болонье братьями Карраччи в 1585 году. Одновременно с ним здесь занимались Гвидо Рени, Гверчино, Альбани, Джованни Ланфранко. В классах юноши изучали перспективу, анатомию, технику рисунка и живописи. Обязательным было копирование памятников классической древности и Высокого Возрождения, в последнем видели высшее достижение искусства, совершенный идеал. Кроме специальных предметов преподавались история, мифология и поэтика. В 1602 году Доменико отправился путешествовать по городам северной Италии, чтобы увидеть великие творения мастеров Возрождения. Высокая гармония образов, совершенство художественного языка поразили воображение молодого человека. Художник внимательно приглядывался к ренессансньм интерьерам, полотнам и фрескам, пытаясь уловить разницу в направлениях разных школ и выявить их закономерности. В этом же году он приехал в Рим, где Аннибале Карраччи, самый талантливый из братьев, работал над созданием замечательного цикла фресок в палаццо Фарнезе. Некоторое время Доменикино помогал своему учителю. Как помощник он стал непосредственным участником и свидетелем создания одного из самых колоссальных декоративных ансамблей семнадцатого столетия. В это время в Риме велось огромное строительство: возводились новые дворцы и соборы, перестраивались памятники прежних лет, заново украшались интерьеры.

Перед художником, работающим над украшением интерьера, стояли сложные технические задачи: найти правильные пропорции и масштабы композиции, соответствующий им колорит. Доменикино блестяще владел техникой, необходимой для создания декоративно-монументального убранства архитектурного сооружения. Первые самостоятельные работы принесли успех и материальное благополучие. В Риме он украсил фресками ораторию св. Андрея в церкви Сан Грегорио и собор Сант Андреа делла Валле. Это были лучшие работы мастера. Как требовала традиция, фрески были связаны с библейской тематикой. В четырех парусах подкупольного пространства художник поместил изображения евангелистов. Среди них Иоанн Богослов, один из самых верных и любимых учеников Иисуса. Он представлен в окружении ангелов. Красивое, одухотворенное лицо Иоанна, обрамленное вьющимися локонами, поднято вверх, к небесам обращен восторженный взгляд. Его фигура стремительно выступает вперед, руки широко разведены. Рядом с ним огромный фолиант, под тяжестью которого сгибается крылатый херувим. В памяти Иоанна всплывают трагические события прошлого, о которых он собирается поведать миру. Этой задаче подчинены и колорит, и подчеркнуто разномасштабное соотношение фигур. В этом произведении, как и в других, Доменикино слишком увлекается поиском внешне эффектных композиционных приемов, за которыми теряется внутреннее величие характера героя, важность происходящего события. Подобная тенденция отличала искусство не только этого мастера, но вообще была свойственна творчеству художников болонского академизма. Они стремились к достижению высшей "идеальной правды", обычно вопреки "грубой реальности".

Сложные многофигурные композиции покрывали все стены, располагались между колоннами, часто иллюзорно соединялись с реальными архитектурными деталями; неравномерное освещение выделяло одни сцены, погружало в тень другие, создавая интенсивную игру светотени на поверхности фрески. Поэтому интерьеры палаццо и соборов семнадцатого столетия выглядят такими живописными, отличаются декоративностью, пышной роскошью.

Среди современников Доменикино славился высоким мастерством, его сравнивали с Леонардо да Винчи, Рафаэлем, у него было много заказов. Он дружил с кардиналом Агукки, одним из теоретиков академизма, особенно выделявшим среди живописцев Аннибале Карраччи и самого Доменикино. В Риме художник некоторое время жил в палаццо кардинала и помогал ему в создании научного труда, хотя сам теоретических сочинений не писал. Кроме стенных росписей, Доменикино выполнил много живописных произведений на мифологические сюжеты. Особенно были знамениты "Охота Дианы", "Колесница Аполлона", "Пейзажи с переправой", "Последнее причащение св. Иеронима". Его картины охотно покупали. В семнадцатом столетии особенно широко распространилась мода на создание частных коллекций. Одно из самых значительных собраний в Риме принадлежало братьям Бенедетто и Винченцио Джустиниани, где среди картин художников итальянского и северного Возрождения, были и произведения Доменикино.

Слава художника скоро переросла границы вечного города. В 1630 году его пригласили в Неаполь принять участие в украшении одной из церквей. Но мастер прожил здесь недолго. Сложные отношения с местными живописцами вынудили его вернуться в Рим, где Доменикино продолжил работу над станковыми картинами. Его живописные работы отличались эффектными построениями, достаточно ярким холодным колоритом. Самое замечательное достижение художника в этих произведениях — создание самобытного современного пейзажа, идеально сочетающегося с сюжетом, как в картине "Охота Дианы", или прекрасно передающего настроение героев в "Последнем причащении св. Иеронима", где драматическая ситуация происходящего подчеркивается сумрачным вечерним освещением. Изображения природы в полотнах Доменикино высоко ценили Никола Пуссен и Джон Констебл.

Е.Красильникова
Сто памятных дат. Художественный календарь на 1991 год. М.: Советский художник, 1990.