Пиль, Чарльз Уилсон (1741-1827)
Чарльз Уилсон Пиль — один из первых американских художников, живший профессиональным трудом живописца и достигший высокого положения в обществе.
Сфера применения изобразительного искусства в Америке 18 века носила сугубо практический характер. Переселенцы из Европы, стремясь закрепиться в Новом Свете, обзаводились собственностью, традицией, предками. Поэтому огромным, спросом пользовался портретный жанр, и все художники Америки вынуждены были писать портреты. Портретистом был и Чарльз Уилсон Пиль. Но этим его интересы далеко не исчерпывались.
Как его великий современник Томас Джефферсон, Пиль олицетворял собой универсализм человека Нового Света, единство науки и искусства. Пиль прожил долгую жизнь, на протяжении которой был ремесленником, живописцем, гравером, писателем, ученым, солдатом, изобретателем, создателем и директором естественнонаучного музея, основателем Пенсильванской Академии художеств — первого высшего художественного заведения в Америке. Пиль был также родоначальником художественной династии, из которой вышло более десятка живописцев, скульпторов, рисовальщиков и миниатюристов.
Родился будущий художник в 1741 году в округе Королевы Анны, штат Мэриленд, в семье бедного учителя. В девять лет его отдали в обучение к шорнику, а к двадцати годам он освоил еще ремесла резчика и ювелира. Написав несколько любительских портретов членов своей семьи, Пиль отправился в 1762 году в окружной центр Аннаполис с намерением взять уроки живописи у популярного портретиста Джона Хесселиуса. Расплатившись за обучение седлом собственного исполнения, Пиль решил стать живописцем-профессионалом.
Тремя годами позже, во время пребывания в Бостоне, Пиль познакомился с Джоном Синглтоном Копли — модным светским портретистом, блестящим рисовальщиком и тонким колористом. Если самые ранние работы Пиля отмечены еще печатью провинциальной скованности и условности цвета, то его произведения середины 1760-х годов выдают уже воздействие свободной живописной манеры Копли. Один из своих новых портретов Пиль послал в Аннаполис знакомому адвокату. Это сыграло решающую роль в его судьбе: соотечественники были настолько поражены успехами молодого живописца, что организовали сбор средств в пользу Пиля для продолжения его художественного образования в Европе.
В 1766 году Пиль приехал в Лондон и поступил в мастерскую к Бенджамену Уэсту, самому знаменитому американскому художнику того времени, обосновавшемуся в Англии и охотно принимавшему в обучение молодых американцев. Классицистическая ориентация творчества Уэста послужила хорошей профессиональной школой для Пиля. Кроме того, именно Уэст рекомендовал художнику заняться миниатюрой, что отвечало особенностям его характера, дарования и ремесленных навыков.
К тому времени, когда в 1769 году Пиль вернулся в Аннаполис, его репутация художника, получившего одобрение в Европе, обеспечила ему многочисленные заказы. В конце 1760-х — начале 1770-х годов Пиль писал портреты представителей лучших семейств Мэриленда. Одна из самых обаятельных картин этого периода — групповой портрет "Семья Эдварда Ллойда" (1771, Музей г. Винтертур, штат Делавар). Отец семейства в пудреном парике и темно-красном бархатном камзоле, непринужденно облокотившийся на спинку кресла, его жена в платье голубовато-серого шелка с лютней в руках и их маленькая дочь собраны в группу с очевидной целью портретирования, запечатления их облика для потомства. Но истинный сюжет картины, придающий ей неотразимое очарование и привлекательность, — гармония семейной жизни, тихий домашний уют. Впоследствии тема домашнего очага, объединяющего людей, составляющего здоровую основу человеческого бытия, стала отличительной чертой групповых портретов Пиля.
Ощущение духовной связи людей, тепло родственных отношений пронизывают групповой портрет семьи Пилей, над которым художник работал 36 лет (1773-1809, Нью-Йорк, Историческое общество). Эта картина с атрибутами профессиональных занятий автора и его сыновей-художников наглядно демонстрирует генеалогию американского искусства. Подобные портреты сыграли важную роль в сложении национальной живописной традиции в Америке.
В 1772 году Пиль впервые встретился с полковником Джорджем Вашингтоном и написал его портрет. Это знакомство продолжалось долгие годы и наложило отпечаток на политические взгляды и занятия художника, ему обязаны своим происхождением лучшие изображения первого президента США. Приближалась война за независимость и образование единой страны (1775-83). Пиль, владелец большой портретной мастерской и преуспевающий художник, делал эскизы революционных знамен, производил эксперименты с порохом, усовершенствовал устройство винтовки. С началом войны Пиль вступил в революционную милицию, а в 1776 году стал ее первым лейтенантом.
После того как в 1774 году Америку навсегда покинул Копли, Пиль стал первым живописцем Нового Света и, подобно Давиду во Франции, "первым художником революции". Моделями для его портретов служили многие выдающиеся политические деятели Америки, в том числе Бенджамен Франклин и маркиз де Лафайет. Едва ли не самый знаменитый портрет работы Пиля — "Джордж Вашингтон в Принстоне" (1779, Филадельфия, Пенсильванская Академия художеств). Вашингтон изображен в центре, слегка опершимся о ствол орудия, так, что его фигура образует легкий изгиб в соответствии с каноном красоты, навсегда усвоенным Пилем еще в Англии. Европейское изящество форм и линий соединяется с американским дидактическим рационализмом. Фигура героя заключена в строгие рамки диагоналей свернутых знамен, которые напоминают о победах при Трентоне и Принстоне.
В процессе работы над портретом Вашингтона Пиль проявил стремление к максимальной достоверности изображения, характерной для американского искусства. Он делал на месте эскизы поля сражения, разыскивал те самые знамена и ту самую форму, которая была на герое. Такая же, почти научная, точность, выдающая страсть естествоиспытателя, отличает передачу особенностей лица и фигуры Вашингтона. Портреты работы Пиля составляют самый ценный документ в иконографии первого президента США. Следующие за Пилем авторы портретов Вашингтона изображали уже не живого человека, а легенду о нем (например, Джилберт Стюарт в своем портрете 1796 года).
С 1778 года Пиль обосновался в Филадельфии, где занялся организационной деятельностью по созданию художественного центра и высшего учебного заведения. В 1795 году была открыта Академия художеств, получившая впоследствии название Пенсильванской. На выставке в честь этого события Пиль показал свою новую картину "На лестнице" (1795, Филадельфия, Художественный музей).
"На лестнице" — живописный шедевр Пиля, опередивший свое время. Реализм доведен здесь "до предела", почти до иллюзионизма. Портрет двух сыновей художника представляет их крайне нетрадиционно для этого жанра — в остановленном движении на лестничном марше. Взгляды героев обращены на зрителя, как бы втягивая его в физически ощутимое пространство картины. Пиль демонстрировал произведение в обрамлении, имитирующем дверную раму, а написанная на холсте лестница выступала в реальное пространство настоящей деревянной ступенькой. Легенда рассказывает, что Вашингтон, проходя мимо картины на выставке, машинальным жестом приветствия снял шляпу.
Научные интересы художника вылились в создание в 1802 году музея естественной истории, в котором он стремился отразить "весь мир в миниатюре". Здесь были собраны кости ископаемых, чучела зверей и птиц, минералы и портреты выдающихся людей прошлого и современности. Именно здесь восьмидесятилетний художник изобразил себя в картине "Художник в своем музее" (1822, Филадельфия, Пенсильванская Академия художеств). Это произведение больше, чем просто автопортрет. Это итог творческой и научной деятельности, горделивая демонстрация своих достижений потомкам.
Чарльз Уилсон Пиль прожил 87 лет, был трижды женат и имел семнадцать детей. Удивительная семья Пилей наглядно демонстрирует огромный творческий импульс, заложенный ее основателем. Патриарх династии с присущим американцам оптимизмом давал своим детям имена великих художников или ученых — Рафаэль, Рембрандт, Рубенс, Тициан, Ангелика Кауфман, Линней, Франклин. Полный жизненных сил, Пиль до последних дней занимался искусством и науками. Он умер по чистой случайности — от простуды, ухаживая за своей предполагаемой четвертой женой.