03.10.2012

Соколов, Петр Иванович (1753-1791)

"В лице П. И. Соколова не сбылась одна из самых больших надежд русской живописи", "он более бы преуспел в своем художестве, если бы жизнь его продлилась" — так отзывались ценители искусства прошлого века о живописце, чье имя хорошо известно, но чье безусловно интересное творчество до сих пор остается практически неизученным.

Петр Иванович Соколов, исторический живописец, был крепостным человеком княгини Голицыной. Он родился в 1753 году, в возрасте десяти лет получив "вольную", поступил в число воспитанников-пенсионеров императорской Академии художеств.

С первых же дней учения юный художник показывает большие способности в рисовании и в 1767 году за рисунки с натуры получает серебряную медаль. Талант Соколова развивался быстро. Его главным наставником в искусстве стал Левицкий, оказавший значительное влияние на сложение живописной манеры Соколова. В 1770 году по академическому программному заданию "из российской истории, об удержании Владимиром нанесенного от Рогнеды на него сонного и на тот час пробудившегося удара ножом" художник пишет картину, за которую получает малую золотую медаль. Закончив в том же году курс Академии художеств, Соколов остается при ней пенсионером для дальнейшего совершенствования в живописи и спустя два года представляет на конкурс картину "Кирилл Философ греческий: по изъяснении разных вер показывает Великому князю Владимиру завесу с изображением страшного суда", которая приносит ему большую золотую медаль и право поездки за границу на казенный счет.

В 1773 году Соколов отправляется в Рим. Здесь под руководством Батони и Натуара он много и плодотворно работает изучает античные памятники, знакомится с искусством Возрождения. Но наибольшее впечатление на молодого художника производят полотна итальянских мастеров современного классицистического толка, в частности картины его учителя Батони. Современники, критики и знатоки, к этому увлечению Соколова отнеслись скептически. "Он имел способности к достижению имени хорошего художника, и был бы отличен, если бы держался скоротечности в работах и свободности, свойственной руке Джордано, для которой был рожден. Но, прибыв в Рим, слепо пленился манерою Помпео Батони, нимало его таланту не свойственной, и потому сделался робок в произведениях и уклонился от той стези, которую предначертала ему собственная способность", — писал автор статьи в "Северном вестнике". Тем не менее за присланные из Италии в 1778 году картины "Дедал, привязывающий крылья Икару" и "Меркурий и Аргус" пенсионер Соколов был принят назначенным в академики. В 1782 году художник получил звание академика. Комиссии им была представлена картина "Венера и Адонис", написанная по академической программе: "представить из мифологии: идущего Адониса на охоту, коего Венера по горячей своей любви к нему удерживает. Где желается видеть из обеих фигур принадлежащие им страсти и купно их атрибуты". Из немногочисленных живописных работ Соколова это произведение наиболее известно. Несмотря на жесткую заданность темы, художнику удается выбраться за строгие рамки программы; этой картине, как и более ранним произведениям Соколова, присущи верный, но мягкий штрих, нежная светотень, и, что примечательнее всего, в ней чувствуется обаяние силы талантливого художника, общее для всех эпох и стилей искусства.

Несколько обширнее по сравнению с живописными произведениями представлены дошедшие до нас графические листы Соколова. Вера в великую силу рисунка и любовь к нему были чрезвычайно развиты в художнических кругах 18 — начала 19 века. Ко всякому художнику, вне зависимости от того, каким видом изобразительного искусства он занимался, предъявлялись требования твердого знания правил хорошего рисунка и умения применять их на деле.

Соколов был искусным рисовальщиком. В 1798 году Академией художеств у вдовы художника был приобретен ряд его графических работ — 75 рисунков и 50 эстампов. Среди рисунков эскизы, копии, анатомические штудии, выполненные в традициях натурных зарисовок, идущих от школы А.Лосенко. Еще современниками художника были отмечены и высоко оценены такие произведения, как портрет Н.П.Панина (1779) и рисунок с памятника Петру I, выполненный художником для гравюры Радича. Особую серию в графическом наследии Соколова составляют 15 рисунков для издания "Собрание учреждений и предписаний касательно воспитания в России обоего пола благородного и мещанского юношества, с прочими в пользу общества установлениями" (СПб., 1789- 91), созданных им в конце 1780-х годов и гравированных впоследствии И.Х.Набгольцем и Е.И.Кошкиным.

Ранняя смерть не дала развиться и окончательно оформиться таланту художника, но даже те немногочисленные произведения, которые дошли до наших дней, дают возможность говорить о творчестве П.И.Соколова как об одном из интересных явлений в истории отечественной исторической живописи 18 века.

Е.Кучер
Сто памятных дат. Художественный календарь на 1991 год. М.: Советский художник, 1990.