Морзе, Сэмюэл Финли Бриз (1791-1872)
Имя Морзе неизбежно вызывает в памяти только одно событие в истории культуры — изобретение телеграфа. А между тем Сэмюэл Финли Бриз Морзе вступал в жизнь как многообещающий живописец и скульптор, пользовавшийся особым покровительством одного из самых влиятельных художников США 18-19 веков Вашингтона Олстона. Прервавшаяся художественная карьера Морзе — поучительный и весьма типичный для Америки 19 века пример того, как отсутствие широкой социальной среды потребления искусства затрудняло его развитие в новых направлениях.
Сэмюэл Морзе родился в городке Чарльстаун недалеко от Бостона в семье Джедидиа Морзе, популярного священника и автора "Американской географии" 1789 года — одной из первых книг на эту тему. Выросший в среде бостонской интеллектуальной элиты, Морзе закончил знаменитый Иельский университет. Здесь он и познакомился с Вашингтоном Олстоном, уже известным к тому времени художником, и сделался его учеником и протеже. По окончании университета Морзе вместе с Олстоном отправился в путешествие по Европе, что было в то время почти обязательной составной частью образования молодого состоятельного американца. Однако чтобы завоевать право стать художником, Сэмюэлу Морзе пришлось преодолеть большое сопротивление со стороны родителей. Занятия изобразительным искусством считались в их кругу недостойными джентльмена, и только пример блестяще образованного и безукоризненно воспитанного Олстона, которого писатель Вашингтон Ирвинг назвал самым благородным среди современников, заставил родных Морзе предоставить сыну содержание на продолжение художественного образования в Лондоне.
С 1811 по 1815 год Морзе учился в лондонской Королевской Академии художеств, где одновременно с ним проходил курс другой американец — Бенджамен Уэст. В 1812 году в Лондоне Морзе создал свою первую и единственную скульптуру "Умирающий Геракл", за которую был удостоен золотой медали Академии. Вслед за тем он написал картину на тот же сюжет, в которой использовал для фигуры главного героя собственный скульптурный образ ("Умирающий Геракл", 1812, Картинная галерея йельского университета). Работа молодого живописца была показана на выставке Академии и имела большой успех. Вдохновленный этим успехом, Морзе писал родителям, что у себя на родине будет стремиться "показать роскошь и блеск 15 века", "засиять еще ярче". Он лелеял надежду "соперничать с Рафаэлем, Микеланджело или Тицианом".
Вернувшись в Америку, Морзе пытался утвердить там, как он сам говорил, "интеллектуальное направление в искусстве", то есть историческую живопись. Европейская академическая выучка сформировала у него прочные представления об иерархии жанров, о делении их на "высокие" и "низкие". Но американские зрители, не ожидавшие от искусства ничего, кроме создания их собственных подобий, равнодушно встретили и самого художника, и привезенные им исторические картины. Под давлением материальных обстоятельств Морзе был вынужден стать тем, чего он более всего боялся, — "простым портретистом".
Лишь еще два раза в жизни удалось Сэмюэлу Морзе создать произведения, которые он считал достойными высокого искусства. "Здание палаты представителей в Конгрессе" (1822, Вашингтон, галерея Коркоран) включает 85 изображений конгрессменов и членов Верховного суда, выполненных с портретной достоверностью. Роскошный интерьер в стиле неоклассицизма, незадолго до того оформленный архитектором Латробом, поставил перед живописцем довольно сложные формальные проблемы. Несколько раз Морзе был вынужден переписывать картину, пока не добился перспективного эффекта уходящей полукруглой колоннады и впечатления огромного пространства, перекрытого сводом. Морзе попытался внести в несколько однообразную композицию живописное оживление. Он представил собрание в момент вечернего зажигания свечей, так что их теплый мерцающий свет бросает неровные отблески на лица людей и мрамор колонн, смягчает и "утепляет" колорит картины.
"Палата представителей" демонстрирует, как причудливо скрещивались в творчестве Морзе европейские уроки исторической живописи с американской эстетикой внешней фиксации. Этот большой холст является разновидностью художественного репортерства, одним из первых образцов целого движения в искусстве, призванного запечатлевать шаги американской демократии. (Недаром работа Морзе получила одобрение президента Джеймса Монро.) Документальная точность изображения всех подробностей в "Палате представителей" оказала неоценимую помощь в 20 столетии при реставрации старого здания Капитолия. Однако американская публика 19 века без всякого восторга приняла исторические претензии художника и его попытки модернизации живописной системы с помощью света.
Последняя попытка покорить художественный рынок США крупномасштабными композициями была предпринята Морзе в 1832 году во время второго путешествия по Европе. Большое полотно "Картинная галерея в Лувре" (1832-33, университет г. Сиракузы, штат Нью-Йорк) изображает группу художников-копиистов, среди которых и сам Морзе, в знаменитом Салоне Каре парижского музея. Почти все пространство картины отведено выставленным здесь шедеврам Рафаэля, Леонардо да Винчи, Тициана и Рубенса. Просветительская задача, поставленная художником, настолько увлекла его, что незаметно для себя он отказался от мысли соперничать с великими мастерами эпохи Возрождения и сделался их скромным пропагандистом. Для изображения всех 37 полотен на стенах галереи Морзе выполнял отдельные копии и, по свидетельству его спутника в Париже Фенимора Купера, делал это с большим воодушевлением. Но и на этот раз замысел художника не нашел никакого отклика у него на родине. Поэтому во второй половине 1830-х годов Морзе оставил живопись и полностью посвятил себя науке. Он занялся усовершенствованием электрического телеграфа, изобретенного им в 1832 году, и разработкой новых методов фотографии. И то, и другое — в отличие от непрочного положения художника в Америке 19 века — принесло ему славу и твердый доход.
В то время когда Сэмюэл Морзе еще занимался живописью в качестве странствующего портретиста, у него тоже бывали выгодные заказы и удачные работы. И хотя сам Морзе никогда не относился всерьез к своему портретному творчеству, в истории искусства США остались лучшие из его произведений этого жанра. В картине "Маркиз де Лафайет" (1825, Нью-Йорк, Художественный комитет города) наряду с обычными признаками классицистического парадного портрета присутствует и особое живописное чувство; оно проявляется в артистически небрежной манере и горячем насыщенном колорите. На одном из последних — и лучших — портретов Морзе изображена его любимая дочь Сюзанна за рисованием ("Муза. Сюзанна Уолкер Морзе", 1835 — 37, Нью-Йорк, Музей Метрополитен). Мягкий лирический образ молодой женщины, теплые сгармонизированные тона, трогательное пристрастие к подробностям интимного домашнего бытия, подсвеченное лучами заходящего солнца тревожное облачное небо, олицетворяющее большой мир за пределами камерного выгороженного мира героини, — все эти черты позволяют говорить о причастности Морзе романтической традиции в искусстве портрета.
Сэмюэл Морзе вошел в историю американской культуры и как первый президент Национальной Академии рисунка, которую он возглавил в 1826 году. Эта организация успешно соперничала с нью-йоркской Академией изящных искусств, оказывая противодействие ее диктатуре в области эстетических вкусов. На протяжении многих лет художник преподавал также историю искусства в университете Нью-Йорка, удовлетворяя таким образом свою потребность просвещения и развития американской публики. В конце своей долгой жизни, будучи известным и процветающим ученым, Сэмюэл Морзе с горечью говорил, что не он оставил некогда искусство, а искусство не приняло его. Он был не последним художником Америки, которого постигла подобная судьба.