Икинс, Томас (1844-1916)
"Если Америке суждено когда-нибудь породить великих живописцев и если начинающие художники хотят занять место в истории искусства своей страны, то их первым желанием должно быть остаться в Америке, глубже заглянуть в самую суть американской жизни. Для американских студентов и художников было бы гораздо лучше изучать собственную страну, изображать ее жизнь и нравы. Разумеется, полезно съездить за границу и увидеть произведения Старых Мастеров, но американцы... должны обратиться к самим себе, и только так можно создать великое и истинно американское искусство".
Эти слова принадлежат Томасу Икинсу — художнику, определившему вместе с Винслоу Хомером национальный характер искусства США второй половины 19 века. Живописец, график и скульптор, преподаватель Пенсильванской Академии художеств и фотограф-профессионал, Икинс на практике выработал свои патриотические художественные убеждения.
Уроженец Филадельфии, Томас Икинс поступил в 1861 году в Пенсильванскую Академию художеств учиться живописи и рисунку, а параллельно стал брать уроки анатомии в Джефферсоновском медицинском колледже. В 1866 году он отправился в Европу продолжать художественное образование. С1866 по 1869 год Икинс посещал Школу изящных искусств в Париже, где занимался у популярного салонного живописца Леона Жерома. Во Франции самое сильное впечатление произвели на него острота видения и свободная живописная манера Эдуарда Мане, влияние которого чувствуется во всем последующем творчестве Икинса. Во время путешествия по Испании художник открыл для себя великих испанцев 17 века — Веласкеса и Риберу, чьи уроки также использовал позднее в произведениях американского периода.
В Париже Икинс создал свои первые живописные работы. Небольшая картина "Голова девушки" (1867-69, Филадельфия, Художественный музей) написана в любимых художником теплых коричневатых тонах. Размашистая, во "французской манере" живопись передает свежесть и юношеское очарование модели. Но европейский период оказался недолгим в творчестве Икинса. В 1870 году он вернулся в Филадельфию, где и оставался уже до конца своей жизни.
Во второй половине прошлого века американские художники еще остро ощущали провинциализм своего национального искусства. Начиная с 18 века (и вплоть до начала 20) в профессиональной живописи США всегда подчеркивалась связь и преемственность с европейской традицией. Бенджамен Уэст, Джон Копли, Хирам Пауэрс, Томас Коул и другие художники немало способствовали утверждению общеевропейских эстетических критериев. Европейская мода проникла и во вкусы широкой публики, что сказалось, например, в массовом архитектурном строительстве в псевдостилях. Самые одаренные американские живописцы стремились добиться успеха в Европе, завоевать признание художественных метрополий — Парижа или Лондона. Джеймс Уистлер, Мэри Кассат, Джон Сарджент — американские художники-экспатрианты — равно принадлежат и истории европейской культуры.
Иной путь изобрал для себя Томас Икинс — путь утверждения национальных ценностей в сюжетах, в способе видения, в изобразительной манере. В искусстве Икинса зрелого периода недостает, может быть, блеска красок и свободной импровизации его соотечественников, постоянно живших в Европе. Но зато ему присущ особый, трезвый и рациональный взгляд на мир. В интерпретации видимой реальности художник исходил из эмпирического знания, основывался на данных точной науки. Известно, что Икинс очень любил математику и даже использовал в качестве отдыха чтение логарифмических таблиц. "В математике, — говорил художник, — сложные вещи сводятся к простым. То же и в живописи".
В процессе работы над картиной "Братья Биглин во время состязания" (Вашингтон, Национальная галерея), где изображены известные американские гребцы Барни и Джон Биглин, Икинс делал вычисления сил действия и противодействия, рассчитывал скорость и угол движения лодки. Так же точно рассчитывал он и другие свои композиции из жизни профессиональных спортсменов — гребцов и боксеров, рабочих и фермеров и даже художников ("Вильям Раш, делающий аллегорическую статую реки Скулкилл", 1877, Филадельфия, Художественный музей). Икинс часто вводил в свои картины зримые предметы технического прогресса — как, например, в композиции "Макс Шмидт в лодке" (1871, Нью-Йорк, Музей Метрополитен), где на заднем плане художник представил два только что построенных железных моста через реку Скулкилл.
Всякое научное знание привлекало Икинса; в свое время он предполагал даже серьезно заняться медициной. Поэтому в 1875 году художник охотно принял заказ Джефферсоновского медицинского колледжа написать групповой портрет доктора Гросса и его учеников во время занятия по практической хирургии. Это была первая работа такого масштаба после возвращения Икинса из Европы. "Клиника доктора Гросса" (1875, Филадельфия, Джефферсоновский медицинский колледж) заставляет вспомнить "Уроки анатомии" Рембрандта. Однако интерпретация сюжета у Икинса целиком принадлежит позитивизму 19 века. С беспристрастностью естествоиспытателя и мастерством художника европейской реалистической школы демонстрирует Икинс действительность в самых неромантических ее проявлениях. Как все произведения художника, картина была тщательно продумана: каждое лицо на ней портретно, каждый персонаж может быть идентифицирован. Темная одежда врачей и студентов, сосредоточенность их лиц, ужас матери пациента, наконец общий полумрак, в котором высвечивается лицо доктора Гросса, тело оперируемого и окровавленный скальпель, — все это создает впечатление жестокой и неприкрашенной правды. Картина Икинса обладает силой воздействия объективного факта. Именно эта сила стала, возможно, причиной отказа принять "Клинику доктора Гросса" в художественный раздел выставки 1876 года, посвященной 100-летию образования США, — картину поместили в раздел медицины.
Четырнадцать лет спустя Икинс создал другую картину на аналогичный сюжет "Клиника доктора Эгнью" (1889, Филадельфия, Пенсильванская Академия художеств). Это самый большой холст художника, где на заднем плане изображен и сам автор, написанный рукой его жены и ученицы — художницы Сьюзен Мак-Доуэл Икинс. Икинс, в свою очередь, на протяжении долгой совместной жизни написал несколько портретов жены. Один из самых известных — "Портрет миссис Икинс" (1899, Вашингтон, Смитсоновский институт). Усталая и немолодая женщина изображена с большой теплотой, но без сентиментальности. Этот портрет позволяет понять характер отношения Икинса к своим моделям, в котором преобладал трезвый взгляд и верность реальности. Художник всегда сохранял честность и объективность, и эти его черты были причиной того, что Икинс не стал популярным светским портретистом.
И тем не менее именно портреты составляют самую важную часть художественного наследия Икинса. Ему позировали родные и друзья — ученые и студенты, писатели и художники. Один из коллег Икинса как-то в шутку сказал о нем, что художник может извлечь все те свойства характера, которые люди годами скрывают от окружающих. Но одновременно он мог заметить и передать внутреннюю значительность человека, независимую от внешних черт. Икинс очень экономно использовал возможности живописи. Его портреты часто почти монохромны, излюбленная гамма — серовато-коричневая, аксессуары сведены к минимуму. В такой аскетичной манере написан, например, портрет доктора Горацио Вуда (1889, Детройт, Художественный институт). Иногда, изображая конкретного персонажа, Икинс доводит образ до обобщения, создает портрет-тип ("Мыслитель", 1900, Нью-Йорк, Музей Метрополитен). Едва ли не лучший по тонкости психологического проникновения — портрет крупнейшего американского поэта 19 века Уолта Уитмена (1887, Филадельфия, Пенсильванская Академия художеств). Седовласый старик, откинувшийся на спинку стула, смотрит из-под тяжелых век добродушно и слегка насмешливо. Весь его облик излучает огромную энергию добра, мудрости и силы. На протяжении многих лет Уитмен был другом художника. Ему принадлежат слова, определяющие самую сущность творчества Икинса: "Я знал лишь одного художника, и это — Том Икинс, который мог противостоять искушению видеть то, что считалось должным, а не то, что есть".
Трезвость и объективизм творчества Томаса Икинса дали импульс новому поколению американских художников. Икинс показал, что можно создавать произведения искусства не на основе идеализации, заимствуя сюжеты из мифологии, истории или легенды о Диком Западе, но черпая материал из повседневной жизни современной Америки. Внешне непритязательные произведения Икинса обладали зарядом внутренней силы. Эту особенность также сформулировал Уитмен: "Икинс — не живописец, он сила".