03.10.2012

Уилки, Дэвид (1785-1841)

Дэвид Уилки — один из наиболее популярных живописцев Англии в первой половине 19 века. Он был также одним из величайших рисовальщиков английской школы, причем его акварели ближе рисункам старых мастеров, чем работам его соотечественников и современников. Достижения Уилки в области акварели признаны всеми, но их оригинальность всегда заново удивляет.

В жизни он был человеком очень практичным, довольно замкнутым, осторожен в поступках, но в своих произведениях он выступает как один из наиболее верных романтиков среди английских художников.

Слава Уилки долгое время поддерживалась главным образом картинами, написанными в манере Тенирса, на жанровые, анекдотические сюжеты. Первая из них "Ярмарка в Питлесси" изображает сцену, знакомую художнику с детства (его дед по материнской линии был хозяином мельницы в Питлесси). И хотя в это время за плечами Дэвида Уилки была учеба в Эдинбургской Академии художеств, по словам его друга, он не видел ни одного подлинного Тенирса, примером для него служили гравюры с картин голландского художника.

После переезда в Лондон Уилки поступил учиться в Школу Королевской Академии. "Слепой скрипач", написанный через год, является прямым продолжением "Ярмарки в Питлесси". В этом ключе написаны "Сельские политики" (1806) и "Платежный день" (1807). Художнику прочили большое будущее в области жанровой живописи, его называли "шотландским Тенирсом", но это прозвище относилось только к молодому Дэвиду Уилки.

Важное событие повлияло на его творчество. В 1814 году он побывал в Париже, где пришел в восторг от картин Рембрандта, Рубенса и Ватто. По сравнению с искусством этих мастеров "бедняцкий стиль" Тенирса потерял для Уилки свою привлекательность. Новые влияния проявились в картине "Пенсионеры из Чел си", изображающей солдат-инвалидов, собравшихся перед трактиром. Уилки мастерски изображает толпу, с новой для него естественностью рисуя фигуры (их около шестидесяти). Резкие движения общающихся персонажей его новой картины резко контрастируют с застылостью поз в более ранних произведениях. Уилки пытается освободиться от анекдотизма, суть которого состояла в механической комбинации многих событий, и сконцентрировать внимание на главном мотиве.

В1819 году Дэвид Уилки делает несколько попыток создать картины на исторические сюжеты. Это "Проповедь Нокса" и "Въезд Георга IV в Холливудхауз". Художника постигла неудача, но он был по-прежнему перегружен заказами на жанровые картины. Глубокий кризис, вызванный переутомлением, серией семейных несчастий, претензиями нетерпеливых заказчиков, привел к депрессии, к полной невозможности работать. В качестве лекарства ему было предписано на время отказаться от живописи и путешествовать. В 1825 году он отправился в Париж, Флоренцию, Парму, Рим, Неаполь, Дрезден, Мюнхен и, наконец, оказался в Испании. Пока его рука отдыхала он весь превратился в зрение и слух, усваивая новые впечатления. Таким открытием во время путешествия для него стали картины Корреджо и Веласкеса. Благодаря этим впечатлениям художник обрел новую смелую и эффектную манеру, его рисунки — быстроту и уверенность, колорит — богатство и глубину. Такова картина "Пифферари", непритязательная, но полная очарования и лиризма. Она изображает группу калабрийских пастухов, идущих в Рим на Святую неделю.

В 1827-28 годах Уилки создает три картины на сюжеты из истории восстания испанцев против Франции. "Оборона Сарагосы" является своеобразным ответом "Свободе на баррикадах" Делакруа. "Оборона Сарагосы" — это героическое изображение современной истории, наделенное большой драматической силой и подлинным пафосом. В картине рассказывается история легендарной Девы из Сарагосы, уже воспетой Байроном в "Странствиях Чайлд-Гарольда", заменившей убитого мужа и стреляющей из пушки по французской колонне. Близкий друг Уилки, писатель-романтик Вашингтон Ирвинг, вместе с ним путешествовавший по Испании, правильно отметил "Оборону Сарагосы" как одно из замечательных произведений мастера. "Шотландский Тенирс" стремился стать "шотландским Делакруа". Но вера Уилки в его новый метод крепла и росла, фантазия работала. Правда, он не полностью отказался от жанровой живописи в пользу исторической, но его поздние картины-жанры не так приземлены и прозаичны, как ранние ("Молитва перед едой", 1839; "Первые сережки", 1835). Расширяя границы исторической живописи, Уилки пишет картины на темы из жизни любимой романтической героини шотландцев — Марии Стюарт. В последние годы художник стал успешно работать в портретном жанре.

В 1840 году Уилки снова предпринял длительное путешествие, на этот раз — в Палестину. Проехав через всю Германию, он добрался до Вены, спустился вниз по Дунаю до Будапешта и наконец оказался в Константинополе. Военные действия на Балканах задержали его в Сирии, и только в феврале 1841 года Дэвид Уилки достиг цели своего путешествия — Иерусалима. Созерцание библейской земли и древнего народа вызвало у художника намерение написать картину на религиозный сюжет, пользуясь современным языком живописи. Итогом путешествия явилось множество эскизов на библейские темы "Христос перед Пилатом", "Христос в Эммаусе" и другие. Это были рабочие эскизы, подготовка к большой живописной работе. Но они имеют самостоятельное художественное значение. Освобожденное от художественной традиции, от влияния других мастеров, от требований заказчиков, его искусство словно расцвело в эти последние дни жизни художника. Эти замечательные эскизы так и остались незавершенными. На пути в Англию, в открытом море, недалеко от Гибралтара в июне 1841 года Уилки умер. Нам не дано узнать, как могло бы развиться искусство художника, если бы не его смерть. Между простодушными сценками из крестьянской жизни и библейскими эскизами лежит такая же пропасть, как между маленьким домом священника в шотландской деревне, где Дэвид Уилки родился, и морем около Гибралтара, где художник окончил свои дни.

Е.Либман
Сто памятных дат. Художественный календарь на 1991 год. М.: Советский художник, 1990.