03.10.2012

Боклевский, Петр Михайлович (1816-1897)

До середины прошлого века литературной иллюстрации в России придавалось слишком малое значение. Известные художники редко занимались ею, да и репродукционная техника еще находилась на низком уровне. Демократический подъем в искусстве 1850-60-х годов захватил и графику. А развитие и совершенствование новых способов репродуцирования позволило графике вообще, и литературной иллюстрации в частности, стать подлинно массовым видом искусства. Такие художники, как М.Башилов, П.Боклевский, К.Трутовский посвятили свое творчество почти исключительно иллюстрации литературных произведений, притом с определенной целью — служить своими произведениями "не для тонкого эстетического наслаждения немногих ценителей", но "для пользы всех и каждого", как писал выдающийся русский ученый академик Ф.Буслаев. Наиболее плодовитым из этих мастеров был Петр Михайлович Боклевский.

Будущий художник родился 12 июня 1816 года в Рязани в семье прапорщика, участника военных кампаний конца 18 — начала 19 века. Художественные способности Петр Боклевский унаследовал от матери, женщины одаренной, хорошо писавшей акварелью, лепившей из воска. Мальчик начал рисовать с пятилетнего возраста. Самая ранняя из дошедших до нас работ — акварельный портрет отца в военной форме александровских времен — была выполнена им в семнадцать лет.

Окончив рязанскую классическую гимназию, Боклевский в 1837 году поступил в Московский университет, сначала на физико-математический факультет, а затем перешел на нравственно-политическое (юридическое) отделение. В эти годы он часто посещал кружок Аполлона Григорьева, участники которого увлекались поэзией и гегельянством. По окончании университета Боклевский уехал на родину, в Рязанскую губернию, где служил в должности губернского секретаря. В 1840-е годы, бывая наездами в Петербурге, он брал уроки у профессора Академии художеств А. Е. Егорова. А в 1845 году поступил "сторонним посетителем" в класс Карла Брюллова. Выделяясь среди учеников своей образованностью и широтой взглядов, Боклевский привнес в Академию критический дух Московского университета. Способный карикатурист, он не обходил своим вниманием академических преподавателей, "необыкновенно бойко и зло рисовал на них карикатуры, да такие хлесткие, что профессора приходили в бешенство". Не ужившись в Академии, Боклевский начал работать в мастерской скульптора П.Т.Клодта.

В 1852 году Боклевскому был выдан аттестат Академии. Совет признал его достойным "звания свободного художника по живописи портретной акварельной". В этом же году художник уехал за границу. Он изучал искусство в музеях Франции, Италии, Испании. Работая в Париже, в мастерской Латура и Видаля, занимался пастельной живописью. Путешествие продолжалось около двух лет. Боклевский собирал материалы для всеобщей истории искусств, которой в то время на русском языке не было. Однако мечте его не суждено было осуществиться, все эти материалы, книги и зарисовки пропали при возвращении в Россию.

Материальные обстоятельства заставили художника приняться за заказные портреты, много выполнял он и портретных миниатюр. Необыкновенное умение Боклевского передавать сходство, тонкая техника исполнения повышали спрос на его произведения. Работа в миниатюре повлияла на всю последующую манеру рисунка художника.

В 1855 году Боклевский впервые выступил в печати, создав альбом карикатур на тему Крымской войны. Альбом носил название "На нынешнюю войну" и состоял из семи рисунков-литографий. Живя в 1850-е годы в Москве, художник сблизился с литераторами из редакции "Москвитянина", группировавшимися вокруг Островского. В этот кружок входили писатели П.И.Мельников-Печерский, А.Ф.Писемский, А.А.Григорьев, актеры П.М.Садовский и И.Ф.Горбунов, музыканты О.И.Дютш и Н.Г.Рубинштейн, скульптор Н.Д.Рамазанов. Их интерес к народному быту, к русскому национальному искусству соединялся с идеализацией патриархальности старой Москвы. Для Петра Боклевского это общение сыграло очень большую роль, оно по существу определило направление всего его дальнейшего творчества. С этого времени и на всю жизнь его художественное мастерство было отдано иллюстрации. "Когда выросла слава Островского, Боклевский явился к нему на помощь, как толковник художественных красот во всеоружии опыта и силы", — писал один из членов редакции "Москвитянина" С.Максимов. Всего было проиллюстрировано пять комедий: "Свои люди — сочтемся", "Бедная невеста", "Не в свои сани не садись", "Не так живи, как хочется", "Бедность не порок". Рисунки сопровождались цитатами из текста комедий. Иллюстрации Боклевского очень тепло были приняты И.С.Тургеневым, который взял на себя хлопоты, связанные с их изданием и альбом вышел из печати в 1860 году.

Одновременно художник работал над графическим воплощением образов Гоголя. В 1858 году появился первый альбом иллюстраций к "Ревизору", а в 1863 — "Бюрократический катехизис" — новый, еще более удачный своими художественными обобщениями вариант рисунков к этой же комедии. Иллюстрирование произведений Гоголя стало делом всей жизни Петра Боклевского.

Альбом "Бюрократический катехизис", имевший большой успех среди современников художника, представляет собой не просто иллюстрации к пяти сценам из "Ревизора". Боклевский использовал здесь образы Гоголя, так хорошо знакомые всей читающей публике, для создания острых политических карикатур, обличающих русскую бюрократию 1860-х годов. Условность и подчеркнутая шаржированность персонажей дают яркое представление о тогдашних чиновничьих нравах.

Но самой большой любовью среди произведений Гоголя у Боклевского пользовались "Мертвые души". Это была настольная книга художника. В отличие от своего предшественника, замечательного русского рисовальщика А. А. Агина, впервые обратившегося к "Мертвым душам" и иллюстрировавшего жанровые сцены из романа, Боклевский создал целую портретную галерею гоголевских типов. Портреты, сделанные исключительно с натуры, с тогдашних помещиков и чиновников стали самой важной вехой в творчестве Боклевского. Большая часть этих листов была готова в начале 1860-х годов, но опубликованы они были позднее. Первые двадцать три портрета появились в журнале "Пчела" в 1875 году. В виде отдельного альбома гравюр на дереве они были изданы лишь в 1881 году и имели большой успех. Альбом неоднократно переиздавался. Критика отмечала не только художественное, но и большое общественное значение произведений Боклевского. "Ревизора" и "Мертвые души" художник иллюстрировал неоднократно, всякий раз находя новые черты, стараясь как можно глубже проникнуть в творческие замыслы Гоголя. И до сегодняшнего дня эти работы не потеряли своего значения. Так же как и произведения Агина, они стали классикой книжной иллюстрации.

В своем творчестве Боклевский обращался и к произведениям Пушкина, Лермонтова, Тургенева, Достоевского, Л.Толстого, очень много иллюстрировал Мельникова-Печерского.

Художник прожил сложную жизнь. Невзгоды и несчастья не обошли его стороной, они сказались на физическом и душевном состоянии художника в последние годы его жизни. Но работать он не переставал до конца, и последними рисунками его были гоголевские персонажи. Умер Боклевский 10 января 1897 года в Москве.

Г.Суржанинова
Сто памятных дат. Художественный календарь на 1991 год. М.: Советский художник, 1990.