Хартфильд, Джон (1891-1968)
Творчество Джона Хартфильда — мастера фотомонтажа, принадлежит 20 веку.
В век мощных социальных движений, вовлекающих в свою орбиту каждого человека, в век стремительного развития науки и техники должны были появиться новые виды искусства, обращенные к широким массам, динамично откликающиеся на все происходящее в мире. Неудивительно, что возникновение фотомонтажа приходится на время первой мировой войны, в катаклизмах которой исчезал старый и рождался новый мир.
К началу войны 23-летний Хельмут Херцфельде получил художественное образование, обучаясь в Мюнхене и Берлине. В 1915 году он был призван в армию, где пробыл недолго. Там он познакомился с известным в будущем художником-экспрессионистом Георгом Гроссом, с которым дружил долгие годы. Война с ее ужасами разрушения, бесчеловечностью, с милитаристской и шовинистической демагогией заставила четко определить свою гражданскую позицию. Херцфельде становится антимилитаристом, интернационалистом. В атмосфере нагнетания шовинистических настроений в Германии, воюющей против Англии, он, немец, в 1916 году транскрибирует свою немецкую фамилию на английский лад, превратив ее из Херцфельде в Хартфильда. Отныне он — Джон Хартфильд. Несколько позже, в 1918 году, он вступает в Коммунистическую партию Германии, тем самым определяя свою дальнейшую судьбу художника и гражданина.
Во время войны Джон Хартфильд, работая вместе с Георгом Гроссом, оформляя еженедельники левого направления, обратился к фотографии, потому что, как сказал он сам, "художники уже не поспевали за событиями. Карандаш оказался слишком медлительным, ложь, распространяемая буржуазной прессой, обгоняла его. Пресса развивала колоссальные темпы. Она использовала фотографию — сильнейшее средство агитационного воздействия на массы". Сила воздействия фотографии — это сила воздействия достоверного факта, запечатленного на фотобумаге. Работая с фотографией, Хартфильд соединяет газетные вырезки, фотографии в композициях-коллажах, уже известных в то время по произведениям художников-кубистов, футуристов, вводивших в живописные полотна обрывки газет, лоскуты материи и другие самые неожиданные в сочетании с живописью предметы с целью добиться новой художественной выразительности. Технику коллажа применяли в своих работах и дадаисты, к берлинскому центру которых, возглавляемому Георгом Гроссом, примкнул Джон Хартфильд. В отличие от парижского или нью-йоркского, "политический дадаизм" берлинской группы (так его называли) был направлен против милитаризма "на стороне революционного пролетариата" (из высказываний Георга Гросса). Художники берлинской группы пытались сообщить своим произведениям не только художественную выразительность, но и остроту политического содержания. Добиваясь последнего, они отходят от коллажа, предпочитая более смысловую связь смонтированных вместе фотокадров, а не соединение-соседство относительно нейтральных по отношению друг к другу фрагментов. Коллаж сменяется монтажом.
Первый фотомонтаж появился на первой международной ДАДА-ярмарке в 1922 году. Выявляя специфику фотомонтажа, Джон Хартфильд создает на протяжении 1920-30-х годов серию "Фотомонтажи к современной истории" для "Рабочей иллюстрированной газеты", обложки к книгам, театральные афиши, политические плакаты. Проясняет специфику хартфильдовского фотомонтажа его же версия рождения этого вида искусства, согласно которой солдаты первой мировой войны, отправляя домой письма с фронта, желая сказать больше дозволенного цензурой, наклеивали на них вырезки из газетного фотоматериала в многозначительных, "говорящих" сопоставлениях. Действительно, хартфильдовский фотомонтаж — это искусство, страстно говорящее с многочисленной, многомиллионной аудиторией убеждающе или разоблачающе. Это искусство публицистично в своей основе. Но будучи таковым, оно не только сиюминутно-остро, злободневно, оно обретает, особенно в политическом плакате, мощь провидения.
Джон Хартфильд с тревогой человека, пережившего войну, видя в нарождающемся фашизме опасность террора, насилия, становится антифашистом и уже в 1928 году создает плакат "Лицо фашизма". Лицо фашизма — лицо смерти — говорит в своем плакате Хартфильд-, крупным планом давая изображение лица человека, сквозь которое просвечивает изображение черепа-смерти. Два фотокадра совмещаются в одном, дополненном четырьмя меньшими по масштабу изображениями благословляющей фашизм церкви, субсидирующего "капитала" и жертв грядущих трагических событий. Плакат, при всей его повествовательности, не просто обличает, он разоблачает, потрясает, как может потрясти документ. Чем страшнее становилась действительность, тем более лаконичными, емкими, поразительно точными, провидчески-символичными становились фотомонтажи Хартфильда: таковы всемирно известные фотомонтажи "Миллионы стоят за мной" (1932), "Судья (Димитров) и подсудимый (Геринг)" (1933). Первый плакат более прост по художественному приему соединения двух разномасштабных фигур в одном пространстве жестом-символом. Жесты не придуманы: один из самых характерных жестов Гитлера — поднятая вверх рука с раскрытой ладонью, как бы готовой взять, и опущенная рука безымянного капитала, дающая деньги-миллионы. Образ-метафора выявлял самую суть происходящего. Столь же мощным по силе воздействия, но более сложным по художественной структуре является плакат "Судья и подсудимый". В нем нашла отражение реальная ситуация, в которой поменялись ролями подсудимый Димитров, заведомо ложно обвиненный в поджоге рейхстага и сумевший перед лицом всего мира разоблачить фашизм и его черные дела, и судья Геринг — символ зла, терпящий полное поражение. Серия антифашистских фотомонтажей Хартфильда продолжается символично воспринимаемым плакатом "Кровь и железо" (1934) и многими другими произведениями, страстно и предостерегающе отражающими хронику тех лет. Действие фотомонтажей было столь сильным, что гитлеровское правительство потребовало у Чехословакии выдачи Хартфильда, эмигрировавшего в эту страну в 1933 году, и он переехал в Лондон.
В 1930-е годы Хартфильд также создает полные оптимизма фотомонтажи, посвященные СССР, который он посетил в 1931 году с выставкой своих работ. Образ страны-новостройки запечатлен в знаменитых монтажах "Советский Союз сегодня", "Новый человек" (оба — 1931).
После войны, вернувшись в ГДР, Хартфильд продолжает работать не только над фотомонтажами, посвященными теме созидания, но и создавая антимилитаристские произведения ("Солнечное затмение над Рейном", 1957), оформляет книги, театральные постановки. В 1950-60-е годы в различных странах мира прошли выставки произведений художника, воспринимаемые не как ретроспекция, а как и поныне актуальная публицистика, как живое искусство, питающее художественными идеями практику современного художника.