03.10.2012

Боль, Фердинанд (1616-1680)

Фердинанд Боль был учеником Рембрандта, одним из первых и наиболее значительных его последователей.

Художник родился в Дордрехте, но вскоре семья переехала в Амстердам; с этим городом связана вся последующая жизнь Боля. Решающим обстоятельством в его художнической судьбе стала учеба у Рембрандта, в мастерской которого он пробыл с 1631 по 1637 год. В жизни самого Рембрандта 1630-е годы — период стремительного взлета, счастья, богатства, наибольшей популярности и быстрой эволюции творчества. Написанный в 1632 году групповой портрет "Анатомия доктора Тульпа" (Гаага, Маурицхейс) приносит Рембрандту славу первого портретиста, женитьба на Саскии ван Эйленбург вводит его в патрицианские круги Амстердама, он получает много дорогих заказов, молодые художники стремятся попасть к нему в мастерскую.

Обучение в мастерской Рембрандта отличалось от принятого у многих его современников. Рембрандт не использовал учеников при выполнении заказных картин, не ограничивался посвящением молодых художников в секреты ремесла живописца. Главная цель его педагогической деятельности заключалась в подготовке учеников к самостоятельной работе, в выработке у них творческого отношения к натуре. При мастерской Рембрандта существовало большое помещение, разделенное на компартименты, где ученики, каждый в отдельности, могли упражняться в рисовании одетой или обнаженной модели или со слепков, имея возможность пользоваться богатой коллекцией художественных произведений, собранной великим живописцем. Кроме того, практиковалось совместное рисование с натуры, в котором принимал участие и сам Рембрандт. Ученики тренировались в создании композиционных эскизов на определенные темы; известны наброски художников школы Рембрандта с поправками мастера. Проблемы колорита, светотени, живописного мастерства ученики постигали, копируя картины наставника и пробуя силы в собственных живописных произведениях на аналогичные темы.

Само по себе освоение приемов рембрандтовского искусства было непростой задачей, с которой Фердинанду Болю удалось прекрасно справиться. Многие ранние работы Боля столь близки произведениям учителя, что вплоть до недавнего времени, когда усилиями искусствоведов и реставраторов удалось установить истину, они считались картинами Рембрандта. Под влиянием учителя определились два основных направления творчества Боля: портрет и историческая картина, преимущественно с религиозной тематикой.

В 1641 году написан Болем "Портрет молодого человека" (Ленинград, Эрмитаж), в котором находят претворение уроки Рембрандта. На спокойном темном фоне фигура размещена в легком повороте, придающем внутреннюю динамику образу — плечи повернуты вправо, лицо юноши обращено к зрителю. Портретируемый в скромной, но дорогой одежде; тень от полей шляпы закрывает глаза, делая взгляд неопределенным, как бы погруженным в себя. Поток рассеянного света пересекает по диагонали картину, так что лицо юноши оказывается окутанным легкой световой дымкой, придающей ему жизнь, неуловимость как будто меняющегося выражения. При сдержанной цветовой гамме живопись портрета богата нюансами. Мягкость характеристики и живописной манеры подчеркивает в индивидуальном облике портретируемого обаяние молодости.

Об исторических композициях Боля раннего этапа дает представление полотно из Картинной галереи Дрездена " Сон Иакова". Среди погруженного в сумрак пейзажа с фигурой спящего лучи таинственного света высвечивают величественную фигуру ангела в белых одеждах, полным значительности жестом благословляющего молодого человека. Атмосфера картины полна торжественности и некоторой театральности.

Рембрандт увлек своего ученика страстью к офорту. Гравюры Боля в подавляющем большинстве близки стилистике рембрандтовских офортов 1630-х годов. Изображение в них возникает из множества тонких спутанных линий, не столько объемно лепящих фигуры, сколько передающих их в единстве с окружающей световоздушной средой. Героями графических работ Боля нередко становятся почтенные старцы, в уединении размышляющие над толстыми фолиантами; печать просветленной мудрости на лицах уподобляет эти земные образы библейским пророкам. Наряду с ранними живописными работами офорты Боля относятся к лучшему в наследии художника.

Бесспорно, произведения Фердинанда Боля даже лучшего, раннего периода творчества не тождественны творениям его учителя. Глубина проникновения в людские характеры заменяется у Боля лиризмом, поиски выразительных средств одухотворения религиозных сюжетов — театральными эффектами. Однако на первых порах волнение и свежесть искреннего чувства сглаживают эти черты. Творчество Рембрандта и Боля может быть воспринято как индивидуальные варианты одной художественной концепции.

Но чем дальше в прошлое уходят годы учения, тем сильнее обнаруживают себя присущие Болю суховатый прозаизм, велеречивость; колорит его картин становится вялым, искусственной начинает восприниматься бравурность композиционных и световых приемов. Несколько дольше сохраняют выразительность портреты Боля. Трезвый реализм отличает "Портрет Элизабет Бас" (Амстердам, Рейксмузеум). В этом произведении художнику удается создать внушительный, обобщенный образ представительницы высших сфер бюргерского сословия.

В 1650-60-е годы под влиянием новых вкусов, утверждающихся в среде заказчиков, Боль окончательно переходит на позиции идеализирующей живописи. Чисто внешне продолжает он использовать некоторые рембрандтовские приемы, вступающие в его картинах в конфликт с новым художественным методом.

Для позднего творчества Боля показательна эрмитажная картина 1664 года "Портрет виноторговца и его жены в виде Вакха и Ариадны", в которой художник прибег к мифологизированной форме портрета. Прозаизм портретно переданных лиц дисгармонирует в ней с условно-героической наготой и антикизирующими одеждами фигур, помещенных на фоне садово-паркового пейзажа. В своем новом обличье искусство Боля пользовалось успехом, художник получал много дорогих заказов, но художественная значимость его произведений не соответствовала такой популярности.

Творческую судьбу Фердинанда Боля разделило большинство учеников Рембрандта. Трагическая ситуация, в какой оказалась школа Рембрандта, объясняется тем, что начинающие художники, поступая в обучение к мастеру, ничего не могли противопоставить властному обаянию искусства Рембрандта, всецело подпадая под влияние его творчества. Развитие индивидуальных творческих способностей на деле обернулось способностью в большей или меньшей степени вживаться в манеру живописи учителя. На первых порах творчество художников черпало импульсы в искусстве великого мастера и было озарено огнем его вдохновенного таланта. Но с течением лет, не обладая силой дарования учителя, эти живописцы легко отходили от рембрандтовского метода глубокого постижения и поэтизации действительности, создавали скучные, компромиссные произведения, удовлетворявшие, правда, господствующему вкусу. Трагично эта ситуация обернулась и для самого Рембрандта, в старости и бедности покинутого своими приверженцами, ставшего свидетелем их измены творческим принципам молодости.

Н.Маркова
Сто памятных дат. Художественный календарь на 1991 год. М.: Советский художник, 1990.