03.10.2012

Масперо, Гастон (1846-1916)

Один из самых блестящих ученых своего времени французский археолог и египтолог Гастон Масперо родился 23 июня 1846 года в Париже. Он поступил учиться в Высший педагогический институт, а в 1867 году уехал в Южную Америку, где с увлечением принялся за изучение древних языков. В 1869 году Масперо вернулся во Францию и в качестве доцента начал преподавательскую работу. В эту пору окончательно определилось его призвание египтолога. Лувр уже располагал к тому времени значительной коллекцией памятников древнеегипетского искусства. Они привлекли пристальное внимание молодого ученого.

В начале 1870-х годов Г.Масперо публикует свои первые работы в области египтологии. Все дальнейшие достижения ученого относятся к этой тогда еще совсем молодой науке. Эти интересы привели Масперо в Египет. Он стал самым одаренным последователем, а позднее и непосредственным преемником выдающегося французского археолога О.Мариетта. С деятельностью Мариетта связана страница истории изучения древнеегипетской культуры. Командированный Лувром в Египет, Мариетт с начала 1850-х годов проводит там систематические археологические раскопки. Ему сопутствует успех. Он исследует некрополи в Гизе и Абидосе, обнаруживая множество памятников материальной культуры и письменности. Мариетт не только ведет раскопки, но и заботится о сохранности памятников. Он становится основателем Каирского музея, первоначально находившегося в Булаке. С 1859 года египетские древности поступают в музей. С этой поры прекращаются их варварское разрушение и беспрепятственный вывоз за пределы страны. Масперо вслед за Мариеттом ведет исследовательскую работу, но поднимает ее на новый научный уровень. Он владеет передовыми для того времени методами ведения археологических изысканий. В 1880 году по поручению французского правительства ученый основывает в Египте Археологический институт, становится инициатором периодического издания "Исторический обзор связей археологии и филологии Египта и Ассирии". После смерти Мариетта он возглавляет Каирский музей. При нем было построено для него новое здание и основано несколько музеев в провинции. Отныне Масперо руководит и археологическими раскопками на территории страны. Эту работу он продолжает до конца жизни.

"Имя Масперо, — пишет выдающийся русский востоковед академик Б.А.Тураев, — вводит нас уже во второй период истории нашей науки. Накопление материала и увеличение числа ученых сил, а также более трезвое отношение дали возможность углубиться в открытые источники, классифицировать их и распознавать эпохи. Масперо... принадлежит заслуга провести этот исторический метод в своих работах". К числу наиболее значительных результатов работы Масперо-археолога принадлежит открытие в пещере Дейр-эль-Вахри мумий фараонов XVIII и XIX династий и большого количества погребального инвентаря. Однако Масперо не только находит новые материалы, он ищет новые пути их научного осмысления.

Советский историк египетского искусства В.В.Павлов утверждал, что истинный вклад Масперо в науку был не вполне осознан его современниками и до конца оценен лишь в наше время. Достижением Масперо Павлов считает, в частности, что тот постепенно отошел от чисто описательного метода своих предшественников и перешел к аналитическому осмыслению материала. Именно Масперо впервые включил в свои исследования древнеегипетского искусства представление об особенностях местных школ. Причем останавливался не только на иконографических, но и на стилистических их различиях.

До него египетское искусство представало европейскому сознанию как некая застывшая целостность, не имевшая эволюции и местных различий. "Мысли.., — пишет по этому поводу В.В.Павлов, — высказанные Г.Масперо полстолетия тому назад, поразительны не только для своего времени, они остаются верными и на сегодняшний день".

Уже в своей книге " Археология Египта ", изданной в 1887 году, Масперо углубляется в детальный анализ архитектуры, скульптуры, живописи и прикладного искусства Египта. Он делает попытки реконструировать творческий метод египетских мастеров разных эпох. Не применяя понятия "стиль", ученый тем не менее дает тонкий и точный стилистический анализ памятников искусства.

Масперо обладал и атрибуционным даром. Многие его атрибуции остаются бесспорными и поныне.

Масперо была свойственна присущая многим выдающимся ученым того времени универсальность. Крупный авторитет в области изучения древнеегипетской литературы и религии, он осмысливает искусство во взаимосвязи и взаимодействии со всеми областями духовной деятельности человека. Он, по словам В.В.Павлова, "комплексно рассматривает все звенья культуры".

Русская востоковедческая наука многим обязана Масперо. К школе комплексного изучения памятников искусства принадлежали такие крупные востоковеды начала 20 века, как В.С.Голенищев и Б.А.Тураев. Характеризуя один из основных трудов Г.Масперо "Древняя история народов Востока" (1875), Б.А.Тураев писал: "Здесь едва ли не впервые история Древнего Востока изложена как цельный период всемирной истории, а не как механическое соединение историй отдельных государств".

Этот историзм мышления Масперо оказался близок советской египтологии. На трудах Масперо воспитывались Э.Матье, В.Павлов и другие наши ученые. В Масперо естественно уживались теоретик и практик, дотошный исследователь и увлеченный писатель об искусстве.

Без "Истории египетского искусства" Г.Масперо, многократно издававшейся на европейских языках, в том числе и на русском, и сегодня немыслимо историческое изучение искусства Востока.

Ел.Львова
Сто памятных дат. Художественный календарь на 1991 год. М.: Советский художник, 1990.