03.10.2012

Захаров, Петр Захарович (1816-1846)

Кавказ первой четверти 19 века... Борьба за присоединение его к России... В ходе боевых действий жителям аула Дады-Юрт бьцло предложено добровольно сдаться русским войскам, но горцы отказались. Маленького чеченца русские солдаты взяли из рук его умирающей матери. Такова предыстория жизненного пути Петра Захаровича Захарова (прозванного впоследствии Чеченец).

В 1819 году командующий отдельным Кавказским корпусом А.П.Ермолов отдал трехлетнего мальчика на воспитание казаку Бороздиновской станицы на Кавказе Захару Недоносову, по имени которого ему была дана фамилия. В 1823 году Петра Захарова отдают на попечение генерал — майора П.Н.Ермолова, двоюродного брата прославленного русского полководца.

Около 1826 года П.Н.Ермолов подает в отставку и переезжает в Москву, живя то непосредственно в городе, то на хуторе Собакино под Москвой. Петруша (так называли в семье П.Н.Ермолова будущего художника) также оказывается в Москве. Маленького горца, с ранних лет проявившего наклонности к рисованию, очень любили в семье его опекуна (впоследствии живописец создаст картину, изображающую трогательную сценку из жизни младшего поколения семейства Ермоловых).

П.Н.Ермолов, видя одаренность своего питомца, ищет пути реализации его способностей. Он обращается к президенту Академии художеств А.Н.Оленину, обещавшему помочь, но поначалу порекомендовавшему отдать мальчика частному преподавателю. Петра Захарова хотели определить к В.А.Тропинину, однако попадает он к П.А.Дубровину.

С 1833 года Петр Захаров — "посторонний" (так назывались выходцы из крепостных и представители национальных меньшинств) ученик Академии художеств. Непосредственно он учился у художника батальной живописи А.Н.Зауервейда, у которого занимался и П.А.Федотов. Соучениками Захарова были С.Зарянко, М.Скотти, Ф.Моллер.

Художник закончил Академию в 1836 году. За годы обучения им были созданы "Юношеский автопортрет" (1833-34), копия с картины ван Дейка "Молодой принц" (1834), "Портрет М.Ю.Лермонтова" (масло — 1834, гравюра — 1836), "Старуха, гадающая на картах" (1835 — удостоена серебряной медали).

Петр Захаров — мастер портрета по преимуществу. Он был знаком со многими выдающимися людьми своего времени. Он написал портрет М.Ю.Лермонтова, с которым, по всей вероятности, был лично знаком, портреты известного русского историка Т.Н.Грановского, композитора, автора замечательных романсов П.П.Булахова, Н.А.Некрасова, писателя-путешественника А.Н.Муравьева, генерала А.П.Ермолова, знаменитого в свое время доктора медицины Ф.И.Иноземцева, хирурга И.П.Постникова — брата рано умершей жены, и многих других.

Персонажи Захарова в известной манере "однотипны": они не позируют, поданы непритязательно. Но художник проявляет наблюдательность и способность уловить характерные черты модели, порой достигая в трактовке образа психологической заостренности. Его произведениям не свойственна репрезентативность, они обыденны. И лишь некоторые работы Захарова по манере исполнения, отличающейся живописной "лощеностью", напоминают произведения К.П.Брюллова (например, "Портрет А.В.Алябьевой"). Брюллов считал Захарова первым после себя портретистом.

Одна из лучших работ Захарова — "Портрет детей П.Н.Ермолова" (1839). Персонажам этой картины художник придает некоторый оттенок игрушечности, кукольности. Гладкость письма роднит полотно с миниатюрой. Атмосфера безмятежности и благополучия (редкая в произведениях Захарова) присуща этому камерному полотну, что вызывает в памяти картины мастеров венециановской школы.

В 1843 году художник написал "Портрет А.П.Ермолова", за который был удостоен звания академика. Прославленный русский военачальник, участник Бородинской битвы представлен на полотне личностью сильной, но уже надломленной. На его лицо легла печать перенесенных испытании. Существует мнение, что написанная еще в 1836 году картина "Велизарий с мальчиком, просящим милостыню", повествующая о трагической судьбе византийского полководца, опосредованно отражает выпавшие на долю Ермолова невзгоды. В портрете 1843 года он изображен при воинских регалиях — в мундире, со знаками воинских отличий. Но более всего героический пафос образа раскрывает романтический пейзажный фон. Покрытые облаками дали Кавказских гор, мрачное грозовое небо подчеркивают некоторую патетичность образа героя. Общее настроение пейзажа как бы вторит внутреннему состоянию портретируемого.

Петр Захаров прожил недолгую жизнь (он умер в возрасте тридцати лет от чахотки). В его творчестве нашли воплощение ведущие традиции искусства его времени — от затухавших в то время традиций романтизма и некоторой "умиротворенности" художественного языка школы Венецианова до набиравших силы традиций реалистических.

При жизни Захаров был известным живописцем. Последующие поколения о нем забыли. В настоящее время можно с уверенностью сказать, что он по праву занимает достойное место в истории отечественного искусства.

О.Черных
Сто памятных дат. Художественный календарь на 1991 год. М.: Советский художник, 1990.