03.10.2012

Эванс, Артур Джон (1851-1941)

Есть в Средиземном море остров, географическое положение которого древнегреческий мыслитель Аристотель называл "счастливым". Это остров Крит. Ему, расположенному почти на равном расстоянии от Европы, Азии и Африки, суждено было сыграть значительную роль в истории древних культур.

Из глубины веков дошли до нас разнообразные легенды и мифы, рассказывающие о "владыке моря", как именовали остров в античности. Гомер устами своего героя говорит в XIX песне "Одиссеи":

Остров есть Крит посреди виноцветного моря, прекрасный,

Тучный, отовсюду объятый водами, людьми изобильный;

Там девяносто они городов населяют великих.

Разные слышатся там языки: там находишь ахеян

С первоплеменной породой воинственных критян; киконы

Там обитают, дорийцы кудрявые, племя пеласгов,

В городе Кноссе живущих. Едва девяти лет достигнув,

Там уж царем был Минос, собеседник Крониона мудрый...

Еще более древние мифы повествуют о том, что сам Зевс родился на Крите или по крайней мере младенцем спасался там от преследований своего отца Кроноса, который, боясь потерять власть на Олимпе, пожирал своих детей. По легенде же, возмужавший Зевс, приняв образ прекрасного быка, похитил красавицу Европу — дочь финикийского царя и, переплыв море, доставил ее на "объятый водами" остров. Минос, один из сыновей Зевса и Европы, стал самым известным верховным правителем Крита. Сведения о правлении Миноса содержатся не только в мифах и в "Одиссее", но и в трудах античных историков и философов: Геродота, Диодора, Фукидида, Аристотеля, Платона. В их рассказах Минос — это мудрый и дальновидный глава морской державы, царь, при котором были воздвигнуты города и дворцы, изданы первые законы. При Миносе на Крите работал великий мастер Дедал. По закону Миноса, гласит легенда, он построил в столице Крита городе Кноссе Лабиринт. В святилище этого сооружения, имя которого стало нарицательным, обитал Минотавр — "бык Миноса" — чудовище с человеческим телом и головой быка. Минотавр питался человеческим мясом, и поэтому, если человек попадал в запутанный Лабиринт, он либо погибал от голода, либо становился жертвой беспощадного быкочеловека. Только Тесей избавил мир от Минотавра и сумел выбраться из Лабиринта с помощью нити Ариадны.

Много легенд было сложено в древности о Крите: о сокровищах и богатых дворцах его царей, о гордых народах, его населявших, о величественных героях и искусных мастерах. Долгое время в этих легендах видели лишь поэтический вымысел, предание, лишенное какой-либо исторической почвы. Но в начале 20 века и ученым, и всем любителям древности пришлось изменить свои представления. Во многом этим переворотом во взглядах научный мир обязан раскопкам англичанина Артура Эванса, которого на Крит привели личные исследовательские интересы в области расшифровки древней письменности. Его археологические открытия на Крите были вполне логичным продолжением работ Г.Шлимана, проведенных во второй половине 19 века. Ведь Шлиман раскопал не только "гомеровскую" Грецию в Трое, Микенах и Тиринфе, но и обнаружил там следы более древней и очень значительной культуры. Необходимо было найти центр этой культуры, явно повлиявшей на "микенскую". Еще до раскопок Эванса были высказаны теоретические предположения о том, что исходный пункт этой культуры — на Крите. Так считал и Шлиман, который был близок к открытию Кносского дворца. И хотя поразительное археологическое чутье не подвело его и на этот раз, раскопать столицу Крита было суждено Артуру Эвансу.

Непосредственным толчком для поездки Эванса на Крит послужили найденные при раскопках древнегреческих городов печати с необычными изображениями. Одна из таких печатей была преподнесена в дар Эшмольскому музею в Оксфорде, где ею и заинтересовался Эванс, который был там хранителем. Он долго пытался понять происхождение этой небольшой сердоликовой печати с непонятными надписями. Посетив в конце прошлого века Афины, он обнаружил еще несколько печатей, похожих на ту, что хранилась в музее. Владельцы печатей утверждали, что они привезены с Крита. Так поиски привели Эванса на остров. Там он смог приобрести много печатей и гемм, которые оказались любимыми украшениями и амулетами местных крестьян. Эванс не собирался долго задерживаться на Крите, но во время путешествий по острову он, так же как и Шлиман, обратил внимание на кучи щебня и руины, находившиеся на севере, близ современного Ираклиона. И впечатление, которое они произвели на кабинетного ученого, оказалось настолько сильным, что он откладывает музейные занятия и берется за лопату.

Методы раскопок Эванса отличались от методов Шлимана большей научностью и осторожностью. Ведь Эванс не был дилетантом. Он получил образование в Харроу, Оксфорде и Геттингене, имел достаточную музейную практику. Археологические работы начались в 1900 году. Через год Эванс заявил, что еще год — и он раскопает все представляющее интерес для науки. Но оказалось, что и трех десятилетий его работы не хватило для полного завершения раскопок.

Что же обнаружил Эванс? Он нашел развалины огромного монументального сооружения, занимавшего площадь в два с половиной гектара. Огромный двор прямоугольной формы, который располагался в центре комплекса, был окружен многочисленными помещениями. Лишенный какой-либо видимой системы, план расположения покоев, коридоров и залов был настолько замысловат, что заблудиться в нем не составляло особого труда. Живописная комбинация пространств, размещение их на разных уровнях, многоэтажность, своеобразные короткие белые с красными полосами колонны, расширяющиеся кверху, активное взаимодействие с окружающим пейзажем — все эти черты составляют характерные особенности архитектуры кносского дворца. В Кноссе Эванс открыл большой зал, возможно, предназначенный для торжественных приемов. Колонны и столбы этого помещения были покрыты многочисленными знаками двухсторонней секиры. Этот факт, а также общий запутанный характер композиции дворца позволили Эвансу отождествить его с дедаловским Лабиринтом, то есть "домом секиры" (лабрис). Во дворце были разнообразные парадные помещения, тронный зал, покои, бассейны, служебные и хозяйственные постройки. Был там и первый в Европе водопровод. В раскопанных Эвансом богатейших кладовых хранились когда-то оливковое масло, зерно, вино. Оригинальные по форме вазы, кубки, чаши, которые были найдены во дворце, сохранили украшающие их изображения. Но еще более удивительны по красоте фрески, покрывающие стены дворца. Лучшие из сохранившихся росписей ("Голубой мальчик", садовый пейзаж, морской пейзаж с дельфинами и рыбками, священные игры быков, беседующие дамы, грифоны) отличаются удивительной тонкостью колорита, изящной декоративностью, выразительностью линий и эмоциональностью. Б.Р.Виппер писал: "Тема критского искусства — весь мир, включая маленькую раковину или колеблемое ветром растение".

Во время раскопок Эванс понял, что не все находки можно отнести к одной эпохе. Систематизируя найденное, он составил периодизацию критской культуры, используя имя Миноса (он выделил ранне-, средне-, позднеминойские периоды). Успешные раскопки поднимали его по лестнице рангов и званий. В 1909 году Эванс стал профессором археологии в Оксфорде, затем к его имени добавился титул сэра. Сэр Артур удостоился многих наград. В 1936 году Королевское общество вручило ему медаль Коплея. Результаты раскопок Кносса, которые Эванс вел до начала 1930-х годов, были подытожены им в пятитомном труде "Дворец Миноса". Раскопки стимулировали активное археологическое освоение острова другими экспедициями.

Идя по следам легенд и преданий, Эванс не только отвечал на волнующие науку вопросы, но и ставил новые. Так, стало понятно, что именно Крит — колыбель европейской культуры. Но происхождение и причины гибели царства Миносов, загадочные письмена, только частично расшифрованные, и многие другие не менее важные вопросы сохраняют за Критом право считаться "островом загадок". Англичанин Артур Эванс был первооткрывателем, который не просто раздвинул горизонты науки, но и сделал европейскую историю богаче и древней.

Г.Прохоров
Сто памятных дат. Художественный календарь на 1991 год. М.: Советский художник, 1990.