03.10.2012

Больтраффио, Джованни Антонио (1467-1516)

Творчество ломбардского живописца Джованни Антонио Больтраффио сформировалось под воздействием интеллектуального, исследовательского и универсального дарования Леонардо да Винчи в период пребывания последнего в Милане при дворе герцога Лодовико Сфорца, прозванного Моро. Джордже Вазари, оставивший "Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих", пишет: "Учеником Леонардо был Джованнантонио Больтраффио, миланец, человек очень опытный, с большой тщательностью написавший в 1500 году в церкви Мизерикордиа, возле Болоньи, маслом на дереве Богоматерь с младенцем на руках, св. Иоанном Крестителем, обнаженным св. Себастьяном и коленопреклоненным заказчиком, писанным с натуры, — вещь поистине прекрасную, на которой он подписал свое имя и то, что он — ученик Леонардо. Написал он и другие произведения как в Милане, так и в других местах..."

Больтраффио, безусловно, один из наиболее одаренных учеников великого флорентийца. Работал он в Милане, Риме, Болонье и создал ряд портретов, а также фресок и картин на религиозные и мифологические сюжеты. Первое же знакомство с произведениями Больтраффио выдает в нем несомненного "леонардеска". Прежде всего это относится к композициям с изображением мадонны с младенцем, создаваемым, вероятно, по эскизам самого Леонардо. Художник по-своему воссоздает леонардовский идеал женской красоты. Высоко открытый лоб, взгляд из-под опущенных век производят впечатление отрешенности и покоя. Привлекает внимание фактурная выразительность прядей волос, выбившихся из прически, тканей, подчеркивающих движение мадонны, мягко сдерживающей упругую порывистость младенца. Мадонны Больтраффио по-земному пленительны своей горделивой нежностью, отличаются грациозным кокетством и обаянием женственности. Вместе с тем сквозь все эти привлекательные для глаз частности проступает стремление художника создать по-леонардовски целостный образ, который может служить идеалом одухотворенности, благородства и гармонии. То же можно сказать о композициях Больтраффио на другие темы.

Работы художника можно увидеть в Риме, Болонье, в Национальном музее в Неаполе, в миланской галерее Брера, в лондонской Национальной галерее, в парижском Лувре, в будапештском Музее изящных искусств. В московском Музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина экспонируется одна из лучших картин Больтраффио "Св. Себастьян", созданная между 1482 и 1499 годами в период работы художника в миланской мастерской Леонардо да Винчи. На ней изображен святой мученик конца 3 — начала 4 в. н. э., который, по преданию, был убит стрелами за проповедь христианства.

Огромная, как копье, стрела в руке святого и тонкий золотой нимб, мерцающий вокруг его головы, являются признаками мученичества. Лицо юноши как бы заключено в оправу густых волос, каскадом тугих золотых колец падающих на великолепные бархатные и шелковые одежды. Блеск и прозрачность зеленых глаз соперничают с сиянием драгоценных камней диадемы, которая вместо тернового венца мученика украшает его прическу.

"Св. Себастьян" Больтраффио предстает перед зрителем как поэтическая метафора своего времени, в частности, аристократического духа миланского двора, где идеалы женской и мужской красоты часто становились и предметом светских обсуждений, и моделью для художников. Не случайно образ, созданный Больтраффио, имеет свой прототип. Художник запечатлел в нем черты юного ученика из миланской мастерской Леонардо, художника Салаи. Вазари писал о нем: "В Милане Леонардо взял в ученики Салаи, который был очень привлекателен своей прелестью и своей красотой, имея прекрасные курчавые волосы, которые вились колечками и очень нравились Леонардо. Леонардо многому научил его в искусстве..."

Больтраффио создает образ идеального совершенства и духовной сложности, сохраняя при этом конкретность модели, любовно и даже восхищенно изображая детали. Художник умело использует открытия Леонардо в области светотеневой разработки палитры с ее возможностями мягкого, почти незаметного перехода от света к тени. Зыбкая дымка (знаменитое "сфумато" Леонардо, дававшееся лишь редким из его учеников), как струящийся воздух, легко моделирует лицо, фигуру, придавая образу ту поэтическую тонкость, то единство физической и духовной красоты, в которых заключается основная притягательная сила образов Ренессанса, новых эстетических законов его культуры.

Г.Красилина
Сто памятных дат. Художественный календарь на 1991 год. М.: Советский художник, 1990.