Сегерс, Герард (1591-1651)
В созвездии имен, составивших славу живописной школы Антверпена, определенное место принадлежит и Герарду Сегерсу.
Искусство художника счастливо вписалось в эпоху: после смерти великого Рубенса он оставался одним из наиболее значительных исторических живописцев Фландрии. Художник писал монументальные алтарные произведения, а также ночные сцены, компании игроков в карты и музицирующие общества при свете свечи. Его картины отличают роскошные костюмы, красота форм и звучность колорита.
Пройдя обучение в мастерской антверпенского живописца Абрахама Янсенса, Сегерс в 1608 году вступил в гильдию художников и немного времени спустя уехал в Италию. Как можно судить по его работам, художник изучал преимущественно произведения Караваджо и его ближайшего сподвижника Бартоломео Манфреди. Интерес к этому художественному явлению, наиболее смелому и передовому в итальянском искусстве начала 17 столетия, определился, вероятно, под влиянием эстетических идеалов учителя Сегерса, приверженца караваджизма на фламандской почве. Внимание Сегерса привлекли наиболее эффектные композиции караваджистов, передающие сцены азартной карточной игры солдат в караульне или веселых компаний ночью, при свете свечи. Нередко в бытовое окружение переносился подходящий религиозный сюжет. Одной из любимых композиций Сегерса, неоднократно им варьировавшихся, стало "Отречение святого Петра" (один из вариантов — Ленинград, Эрмитаж). На гладком темном фоне изображена крупнофигурная группа, в центре, ярко освещенный свечой, которую подносит к его лицу служанка, стоит апостол Петр. Солдаты подались вперед, как бы бросая в лицо обвинительное: "Ты был с Иисусом из Назарета!", — их настойчивые угрозы заставляют Петра отпрянуть, отрицая свою принадлежность к приверженцам Христа, отрекаясь от своего духовного учителя. Драматическая ситуация раскрывается в картине через подчеркнутые контрастным освещением выразительные жесты и мимику героев в большей мере, нежели через психологическую характеристику персонажей.
Искусство молодого фламандского художника было замечено влиятельными заказчиками. Заручившись рекомендательным письмом кардинала Дзапаты, испанского наместника в Риме, Герард Сегерс отправляется в Мадрид, где многие годы работает по заказам короля Филиппа III.
Только в 1620 году художник возвращается в Антверпен. Он женится, и этот брак увеличивает его семью на 11 детей. Значительное состояние позволяет Сегерсу выстроить роскошный дом, упоминаемый современниками как одну из достопримечательностей Антверпена, и собрать художественную коллекцию, оценивавшуюся в колоссальную по тем временам сумму — 60 тысяч гульденов. В 1637 году Сегерс становится придворным художником правителя Фландрии — принца-кардинала Фердинанда. Он признан художниками: его портрет пишет Антонис ван Дейк (гравированный П. Понтиусом, портрет вошел в знаменитую "Иконографию" ван Дейка); в 1646 году Сегерса избирают деканом гильдии живописцев. Художник создает многочисленные алтарные композиции, украшающие церкви Антверпена, Брюсселя, Брюгге, в его творчестве появляются произведения на мифологические сюжеты.
По возвращении на родину Сегерс не мог избежать воздействия искусства Рубенса, гений которого наложил могучий отпечаток на развитие фламандского барокко. Под влиянием Рубенса более сложными, по-барочному торжественными становятся композиции Сегерса, колорит его полотен обретает звучность и глубину, существенно отличаясь от сдержанной гаммы "караваджистских" картин. Не обладая мощной чувственностью образов Рубенса, силой инвенции, стремительной динамикой его композиций, визионерскими прозрениями гениального художника, искусство Сегерса подхватывает многие внешние черты — величавость образов, типаж фигур, горячий красочный колорит рубенсовских произведений.
В творчестве Сегерса импульсы, полученные от творчества Караваджо и Рубенса, взаимопроникают, образуя неповторимый сплав, придающий его произведениям естественность, полнокровность в сочетании с мягкой грацией, величавость без искусственности, богатство и гармонию колорита ("Поклонение волхвов", Кассель, Художественная галерея). Только отсутствие полной меры таланта не позволило Герарду Сегерсу, осваивая уроки Караваджо и Рубенса, подняться на равную ступень с этими мастерами. Свободное от крайних проявлений, сопутствующих гениальности, искусство Сегерса было привлекательным для подавляющей части публики, видевшей в его произведениях открытия великих художников, как бы адаптированные для менее искушенных ценителей, что и обеспечило необычайный успех картин художника.