03.10.2012

Тагор, Рабиндранат (1861-1941)

Всемирно прославленный индийский поэт и мыслитель, создатель множества стихотворных сборников, пьес, повестей и романов, статей по вопросам языка, истории и философии художником стал только в последнее двадцатилетие своей долгой жизни. Хотя он сам сожалел о позднем начале, оно имело свои преимущества. До старости сохранивший юношескую непосредственность удивления красоте мира, он дополнил ее умудренностью зрелых лет. Новое увлечение родилось из присущей поэту потребности передать другим радость "воссоздания совершенного видимого мира" еще не испытанным способом. Он шел к нему более шестидесяти лет.

Родился Рабиндранат Тагор 7 мая 1861 года в Калькутте в знатной брахманской семье, на протяжении нескольких поколений подарившей Бенгалии выдающихся просветителей и политиков. С ранних лет ставший подлинным затворником науки, Рабиндранат даже от детства сохранил воспоминания о внешнем мире, увиденном в непроизвольной рамке — через окно — "это и есть мир картин". Считается, что еще в ранней юности Тагор начал рисовать карандашом, хотя тогда, уставая от уроков, он по преимуществу занимался музыкой.

Национальные мелодии помогли молодому аристократу преодолеть кастовую замкнутость, установить непосредственный контакт с народом. Музыка пробудила в нем и дар поэта. Стихи Рабиндранат стал сочинять, едва узнав книги, в 12 лет написал первую драму, а в 15 уже начал печататься.

С 16 лет Тагор в Англии, где изучает право, английскую литературу и европейскую музыку. Еще на студенческой скамье он ставит пьесы собственного сочинения, при случае успешно играя в них, успев к двадцати годам сделаться автором музыкальной драмы и исторического романа. Мелодии рождались в воображении поэта одновременно со стихами, и творчество его впитало множество впечатлений от европейского искусства и мысли, ничего не заимствуя рабски.

Искусство во всем разнообразии видов стало для Тагора соединительным звеном не только между культурами Запада и Востока, но между политикой и культурой воспрянувшей заново к самосознанию его собственной порабощенной страны. Рано включившись в антиколониальную борьбу, двадцатипятилетний поэт сочинил патриотическую песню ко второй сессии Всеиндийского национального конгресса 1886 года, а 27 декабря 1911 года отмечено в истории страны как праздник первого исполнения другой песни, впоследствии ставшей государственным гимном освободившейся Индии.

В заботе о пробуждении национального достоинства Тагор основывает патриотический журнал, а в 1901 году на собственные средства открывает школу в Шантиникетоне, где, постоянно ища обновления педагогики, уделяет особое внимание эстетическому воспитанию. К 1921 году на базе тагоровской школы вырастает университет. Активное содействие Тагора способствует рождению молодой политической поэзии Бенгалии, а его собственное многообразное творчество становится увенчанием позднего, зато динамичного " Бенгальского ренессанса ". Возрождение на современной основе древнейшего индийского искусства стало его сердцевиной.

И в этом качестве картины Тагора, впрямую не несущие агитации, являются частью его широчайшей культурной программы. Рисунок и живопись позднее других искусств входят в просветительский комплекс Тагора, но врастают в него органично, словно существовали всегда. Вместе с идеей спасительной миссии красоты картины впитали в себя все побудительные мотивы, все результаты его просветительства и лирики, хотя за редчайшим исключением не являлись иллюстрациями его стихов и прозы.

Первые пробы скорее всего зародились из каллиграфии тагоровских рукописей, которые отличает изысканно-четкое решение страниц. Каллиграфические росчерки проникают в них поначалу как осторожное украшение, затем, разрастаясь в орнаментально-изобразительные фрагменты, становятся самостоятельными рисунками. Основой их служит музыкально-ритмичная смелая линия, которая как "первый акт движения" позволяет художнику совершить "небольшое путешествие в сферу высшей интуиции", а силу чувства ему придают то горячие, то нежные краски.

Работал художник обычно a la prima, реже с предварительным наброском, чаще всего в живом общении, в беседах с друзьями уверенно действуя кистью, пером, шпателем, а то и попросту пальцем. Безбоязненно экспериментируя, использовал как обычные материалы — тушь, акварель, так и обычно неупотребимые в профессиональном искусстве чернила, индийские краски для кожи и даже красящие растения. Смешение техник помогало ему достигать лаконичных и сильных эффектов.

Особенно раскованны поздние живописные вариации. Цветы, деревья, люди, животные, птицы и фантастические существа в состоянии движения или покоя взаимодействуют в них свободно, как ноты в музыке. Живопись помогла умудренному поэту-философу заново открыть для себя и других видимый мир, в котором картина — "доказательство бесспорного существования реальности" — выявляет и роль художника "как единственного не имеющего себе равных зрителя", с особой силой обостряющего "в нас сознание нашего существования", причем служит этому тем сильнее, чем она "своеобразнее, уникальнее".

Вдохновляясь, как большинство соотечественников, фресками Аджанты и классической древнеиндийской скульптурой, в отличие от коллег Тагор вовсе не пользовался мифологией, предпочитая устойчивому сюжету изменчивость настроений, движение мысли. Художник все подчинял их оттенкам в диапазоне от почти натурной изобразительности пейзажей и портретов до полуабстракций, когда росчерк становится как бы символическим знаком идеи или чувства. Лирика преобладает в тагоровских мотивах, но изредка встречается заострение до гротеска — юмор и даже сатира.

Все это сделало "самоучку" Тагора первым художником Индии, обновившим старинную традицию чертами сегодняшнего художественного языка. Монументальность и красочная гармония пришли в его картины из глубины веков, а дух эксперимента, динамика ритмов, масштабность обобщений — из животрепещущей современности. В лучших решениях художнику удалось помирить "авангард" с классикой. Но важнее всего то, что живопись поэта "распахнула окно в Индию" для остального мира.

Не напрасно с 1930 года Тагор возил и показывал свои картины всюду в поездках по Европе, Америке и Азии, в том числе и в Советском Союзе, и неспроста написал в Москве композицию "Благородный дух России", как бы закрепив ею новый духовный контакт общечеловеческого значения.

Бенгальская поэзия, как всякая поэзия Востока, многое теряет при переводе на европейские языки, а универсальный поэт мечтал донести ее как можно полнее до сознания каждого. Фактически вся деятельность Рабиндраната Тагора была поиском такого универсального общечеловеческого языка. В самой доходчивой, обаятельной форме он нашел его в своих картинах.

О.Петрочук
Сто памятных дат. Художественный календарь на 1991 год. М.: Советский художник, 1990.