03.10.2012

Босх, Иероним (Ок. 1450-1516)

Великий нидерландский живописец Иероним ван Акен, которого принято называть Иероним Босх, жил и работал в северонидерландском городе Хертогенбосе. Он происходил из семьи профессиональных художников. Художественные интересы его были многообразны: он был довольно плодовитым живописцем (два десятка сохранившихся до наших дней произведений — лишь часть созданного им), проектировал росписи цветных стекол, церковную утварь.

В течение нескольких столетий Босха воспринимали как шутника и фантазера, изображавшего забавные и страшные дьявольские сценки. Углубленное изучение творчества этого художника началось только в 20 столетии. Его произведения связывали со средневековой литературой, проповедями, легендами и поверьями, истолковывали их в связи с алхимией и астрологией, применяли к ним методы психоанализа. Самого Босха считали то правоверным католиком, то еретиком. Споры о Босхе нескончаемы. Но ряд положений сейчас уже очевиден. Босх был человеком чрезвычайно образованным, обладал энциклопедическими познаниями в самых разных областях: теологии и науке, литературе и медицине.

Все творчество художника пронизывает одна общая тема — борьба добра и зла, божественных и адских сил.

Ранняя картина Босха "Корабль дураков" — почти жанровое произведение, и только иносказательный смысл отличает ее от того, что принято называть бытовой живописью. По житейскому морю плывет корабль, которым никто не управляет: все, кто на нем находятся, — монахи, горожане, крестьяне, то есть представители разных слоев общества, — предаются разгулу. Каждая фигура намекает на какой-нибудь порок: невоздержанность, обжорство, пьянство, тщеславие. Композицию картины Босх строит таким образом, что подчеркивает и неустойчивость переполненной людьми утлой ладьи, и бессмысленность происходящего. Фигуры людей уплощенные, лица напоминают уродливые гротескные маски. Создавая это произведение, Босх опирался на фольклор — стихи, песни, представления бродячих актеров. Со времен средневековья существовали понятия "корабль Господа" и "корабль дьявола" — они олицетворяли доброе и злое начало. В картине много голубого, а голубой цвет в фольклорной традиции считался цветом обмана и глупости. В Нидерландах была даже шутовская гильдия "Голубой корабль".

Босх мог также опираться и на литературные источники. В конце 15 века увидела свет поэма немецкого гуманиста С.Бранта "Корабль дураков" — сатира на пороки мира. С произведением Бранта, с вышедшей уже в начале 16 века знаменитой "Похвалой глупости" Эразма Роттердамского картину Босха объединяет ее религиозно-этическая направленность.

Свое представление о мире и человечестве художник выразил в больших триптихах. Одним из них является "Воз сена". В основу его замысла легли традиционные изображения сцен Страшного суда. Но тема нова: Босх перенес из фольклора в живопись аллегорию сена — олицетворение жизненных благ, предмет человеческих вожделений и раздоров.

Изображенное рассматривается слева направо. Левая створка алтаря — рай. Здесь бог создает Адама и Еву. Здесь же представлены сцены грехопадения и изгнания из рая. Но зло, вошедшее в мир, — это не только согрешившие прародители. Босх изобразил падших ангелов, превращающихся в демонов и чудовищ. Распускающиеся в райских садах цветы — это цветы зла. Птицы разносят повсюду их отравленные семена.

Центральная часть триптиха посвящена судьбе человечества. Дьявольская нечисть медленно тащит в ад огромный воз сена. Вслед за ним в ад движутся император и короли, духовенство и дворяне, богатые бюргеры и бедняки. На возу восседают юноша с лютней и девушка, рядом с которыми — ангел и дьявол. Эта группа аллегорически изображает выбор жизненного пути. А вокруг воза царит страшная суета. "Мир — это воз сена, и каждый старается урвать с него сколько может" — гласит фламандская пословица. В борьбе за сено люди калечат и убивают друг друга, гибнут под колесами воза. Живший в эпоху предреформации Босх вводит в свое произведение выразительный антиклерикальный эпизод: мешки с сеном на первом плане набивают толстые монахи.

Погрязшее в грехах человечество заслуженное наказание обретает в правой створке алтаря, изображающей ад. Здесь Босх смог полностью продемонстрировать свою необыкновенную фантазию и изобретательность. Жители ада — черти — трактованы как причудливые соединения человека и животного, насекомого, растения. Босх был всегда знаменит прежде всего своими изображениями ада и его обитателей.

Однако во всей этой дьявольщине есть своеобразный порядок. Здесь за определенный грех следует и вполне определенное наказание. Человек, въезжающий в ад на быке, наказывается за кражу в церкви; тот, кого раздирают собаки, — за зависть; проглатываемый чудовищем — за обжорство; тот, кого тащат черти, — за гнев. На среднем плане черти строят башню тщеславия, на которой сидит зимородок — символ этого греха. Страшные картины ада освещаются отблесками пламени, горящего у горизонта города.

На внешней стороне боковых створок триптиха Босх поместил бродягу с коробом. Слева от него разбойники убивают путника, справа — танцующие под виселицей крестьяне. На бродягу, который вот-вот вступит на надломленный мостик, нападает собака — символ зависти. Ничто хорошее не ждет человека в греховном и глупом мире — такова мысль живописца. Круглый формат изображения придает сцене общечеловеческий смысл.

Триптих "Воз сена" привлекает не только своей сюжетной занимательностью. Он — великолепное по мастерству исполнения произведение искусства. Рисунок Босха уверенный, беглый и выразительный. Живописная манера необыкновенно легка и виртуозна. Краски нарядные, сияющие. Правая створка примечательна тем, что там Босх впервые сумел передать эффект ночного пожара.

Босх жил и работал в провинциальной среде, вдали от передовых художественных центров. И во многих отношениях он мыслил старыми, традиционными средневековыми понятиями. Подобно средневековым художникам, в своих произведениях он стремился дать всеобъемлющую картину мира. Ведь "Воз сена" — это целый космос. Он вмещает в себя рай, землю и ад, отражает — в соответствии с тогдашними представлениями — всю историю человечества, от создания первых людей до Страшного суда. Вместе с тем, в отличие от средневековой традиции, небесное, земное и адское здесь не отделены друг от друга непереходимыми гранями, но теснейшим образом переплетаются и борются между собой. Порождения ада проникают всюду. Художник Ренессанса, Босх вносит свой неповторимый вклад в происходивший тогда процесс открытия земного мира и человека. До него нидерландским живописцам 15 века мир представал царством гармонии, порядка и красоты. Босх же, изображая то, что прежде считалось недостойным изображения, внес в познание мира скепсис и отрицание.

Лучшим произведением позднего периода творчества Босха стал триптих "Поклонение волхвов". Сцена поклонения написана так, как писали ее предшественники Босха. Мария с младенцем и прибывшие волхвы расположились перед ветхой и убогой хижиной. Однако в дверном проеме хижины появляются непонятные фигуры — возможно, демонические двойники волхвов. Окружающий хижину пейзаж просторен и ослепительно прекрасен. Яркое солнце освещает долины и холмы, реки и города. Однако этот прекрасный мир для человека небезопасен: то грабители нападают на мирных жителей, то волчица с окровавленной пастью бросается на женщину, то вспыхивает сражение между всадниками. Зло в мире есть, и художник его по-прежнему изображает. Вместе с тем монстров, нечистой силы уже не видно. Искусство Босха переменилось в сторону более точного и правдивого изображения реального мира.

Босху принадлежит важнейшее место в истории нидерландского искусства. Его подражатели работали на протяжении всего 16 столетия. Начатки же бытового жанра и самостоятельного пейзажа впоследствии развились в совершенно независимые жанры.

О.Сугробова
Сто памятных дат. Художественный календарь на 1991 год. М.: Советский художник, 1990.