03.10.2012

Аман, Теодор (1831-1891)

Теодор Аман, известный румынский живописец, график и общественный деятель, родился 20 марта 1831 года. Его отец, человек богатый и влиятельный, был тесно связан с передовой буржуазной интеллигенцией Крайовы, столицы Валахии. В его гостеприимном доме встречались выдающиеся деятели культуры, крупные политики, финансисты, обсуждались самые актуальные проблемы времени, судьбы государства. По сложившейся традиции Аман должен был стать коммерсантом и продолжить дело отца. Но этот вид деятельности его совершенно не привлекал. Он изучал историю, философию, хорошо знал несколько иностранных языков, но больше всего его интересовала живопись. Стремление стать художником было столь велико, что даже настойчивые просьбы матери не могли его изменить. Первым учителем Амана был Константин Лекк — знаменитый портретист, исторический живописец, человек прогрессивных взглядов, активный участник революции 1848 года. В его мастерской Теодор не только изучал основы работы маслом, графической техники, но открыл и широкие возможности исторического жанра. После недолгого пребывания в Бухаресте, художник переехал в Париж — центр художественной жизни Европы. Он мечтал получить серьезное профессиональное образование. Кроме занятий в мастерской академика Дроллинга — ученика Ж. — Л.Давида, Аман много часов проводил в залах Лувра, на многочисленных выставках. Из старых мастеров его привлекали голландцы 17 века с их поэтическим восприятием реального мира вещей. Из современников он высоко ценил Эжена Делакруа, проявляя интерес к романтической тематике, восточным мотивам, яркому насыщенному колориту произведений. С таким же восторгом он оценивал живопись Курбе, исторические композиции Делароша, кумира парижской публики. Жизнь художника в Париже была напряженной, он много работал, встречался с друзьями — румынскими эмигрантами, с которыми обсуждались события, происходящие на родине.

В 1852 году Аман написал картину "Мастерская художника", которая дает представление о его образе жизни в этот период. В небольшой мансарде в беспорядке разбросаны и предметы домашнего обихода и вещи, необходимые для работы. На камине — настольная лампа, рядом произведения мелкой пластики, графин и вазочки. По стенам развешаны этюды, беглые зарисовки. Над всем доминирует мольберт, за которым художник, сидящий спиной к зрителю, пишет портрет прелестной девочки. В 1856 году Аман вновь вернется к этой теме. Мастерская стала больше, свободнее. Картины в золоченых рамах украшают стены, декоративные драпировки брошены на диван, обитый бархатом, рядом кальян. И снова в центре — художник, которому позирует молодая женщина в темном платье.

Успеха Аман добился быстро. Уже в 1853 году он принял участие в выставке парижского Салона — честь, неслыханная для начинающего художника. Его "Автопортрет" одобрили не только члены жюри, но и коллеги. Это означало признание официальное и художническое.

В 1858 году Теодор Аман вернулся в Румынию. И раньше, в Париже, он писал произведения, посвященные родине, но теперь они стали занимать основное место в его творчестве. В них художник пытался осмыслить то, чем гордились соотечественники. Он исполнил серию картин, представляющую народные праздники: "После сбора винограда", "Танец Брыулец", "Хора в Аниноасе". Еще чаще художник обращался к великим событиям прошлого. Легендарным героем был господарь Валахии Михай Храбрый, разгромивший турецкие войска и объединивший страну, но предательски убитый боярами. "Последняя ночь Михая Храброго" представляет самый героический и вместе с тем трагический эпизод в жизни полководца. В 1874 году Аман написал портрет национального героя Тудора Владимиреску, погибшего от рук заговорщиков в 1821 году.

Произведения этой поры выполнены мастером, виртуозно владеющим кистью, рисунком, композицией. Сложная цветовая гамма его полотен строится на контрастах темного и светлого. Легко и свободно ложатся мазки на поверхность холста. В эти же годы под влиянием импрессионистической живописи Николае Григореску Теодор Аман, признанный глава румынских художников, начинает работать в новой манере. "Малая мастерская" и "Большая мастерская", написанные в 1880-е годы, изображают светлые свободные ателье, сквозь огромные окна, залитые солнечным светом. Передача игры солнечных зайчиков, пробегающих по стенам и полу, делает живописную поверхность похожей на красочный гобелен.

В 1861 году Румыния стала единым государством, а в 1864 в Бухаресте была открыта первая художественная школа, директором которой в течение двадцати пяти лет был Аман. Он же преподавал рисунок и композицию. Строгий и требовательный педагог, он часто поддерживал бедных студентов материально, видя главную свою задачу в сохранении румынской национальной школы.

Е.Красильникова
Сто памятных дат. Художественный календарь на 1991 год. М.: Советский художник, 1990.