03.10.2012

Моисеенко, Евсей Евсеевич (1916-1988)

Творчество Е.Е.Моисеенко хорошо знакомо современному зрителю. Его картины легко узнаваемы благодаря своеобразию живописной манеры, особой, романтической заряженности сюжета.

Евсей Евсеевич Моисеенко родился за год до революции в белорусском местечке Уваровичи близ Гомеля. Еще школьником он увлекся рисованием, копировал известные картины, в особенности батальные. Тогда же пришло твердое решение посвятить себя живописи, и в 1931 году будущий художник отправляется учиться в Москву. Он поступает в Московское художественно-промышленное училище им. М.И.Калинина, готовящее мастеров прикладного искусства для Федоскина, Мстеры, Жостова и других центров художественного промысла. Близкое знакомство с традициями народного искусства сказалось на сложении основ живописного языка Моисеенко. Возможно, именно отсюда в творческий арсенал художника приходят смелость и емкость цветовых решений и безошибочное чувство композиционной целостности произведения.

В 1936 году Моисеенко поступает в Институт живописи, скульптуры и архитектуры Всероссийской Академии художеств. Значительную роль в судьбе молодого человека сыграло участие известных советских живописцев В.Яковлева и И. Бродского, сумевших распознать большое дарование в начинающем художнике. На третьем курсе института Моисеенко приходит в мастерскую А. Осмеркина, живописца, чье мастерство и стиль чрезвычайно импонировали ему. В годы работы под руководством Осмеркина в основном формируются характерная палитра и живописная манера Е.Моисеенко.

В 1947 году он пишет первое в своей жизни крупное полотно — "Генерал Доватор". Эту раннюю работу критики обычно не рассматривают рядом с более зрелыми произведениями художника. Однако уже в ней была найдена та героическая тема, которой автор посвятит впоследствии значительную часть своего творчества.

На протяжении всей жизни Е.Е.Моисеенко вновь и вновь возвращается к ранее поставленным задачам и давно определенным темам, отчего картины его можно объединить в ряд циклов, создаваемых в течение многих лет, — детство, революция и Великая Отечественная война.

О войне Моисеенко знал не понаслышке. В 1941 году он, студент Академии художеств, добровольцем ушел в ополчение, в том же году попал в плен. В лагере Альтенграбен недалеко от Магдебурга он провел несколько страшных лет и был освобожден наступающими советскими войсками. Память об этом времени — в созданной много лет спустя серии картин, объединенной общим названием "Этого забыть нельзя". Картины Моисеенко о войне читаются как повесть о победах и неизбежных потерях, о смерти и вечной надежде живых. Война многолика в произведениях художника. В картине "Победа" она — в фигуре падающего солдата, на полотне "Матери, сестры" о ней красноречиво говорят глаза героинь картины, проводивших на фронт сыновей, мужей, братьев. Женщины стоят посреди опустевшей дороги, в знойном свете лета молча, и молчание это страшно, как плач по мертвым.

Вторая "вечная" для Моисеенко тема — тема Гражданской войны, революционных событий. Впрочем, событий в строгом смысле слова на полотнах этого цикла зритель не найдет. Только в одной из них — "Красные пришли" — есть реальное действие, другие же картины на первый взгляд производят впечатление непривычной для произведений такой тематики внешней статичности. Да и названия их — "Товарищи", "Черешня" — не ассоциируются с представлениями о героическом, военном. Но остановившись перед ними, зритель испытывает смутное чувство тревоги, смятения, непокоя и вдруг находит в них все — и героическое, и романтическое, как находит их в поэзии Светлова и Багрицкого. Жажда подвига и ощущение неповторимой важности каждого мгновения человеческого существования — эти качества сближают живопись Моисеенко с поэзией революционного романтизма, они связаны между собой не столько сюжетами, сколько художническим видением жизни, личным восприятием событий истории. История же в полотнах художника не имеет характера прошедшего, свершившегося факта. Современность и история в них взаимопроникновенны, слиты воедино, как вчера и завтра любой жизни. Зачастую здесь нет конкретных примет времени, но эмоциональная основа изображаемого выводит живописные и сюжетные обобщения до уровня символа, знака эпохи.

В творчестве каждого художника есть избранные темы, излюбленные образы. Образом, переходящим из картины в картину, стали у Моисеенко кони. Все они — и прекрасные, с диким блеском в глазах скакуны, и трогательные деревенские сивки — не простая привязанность художника к одной, удачно найденной детали, и не стаффаж. Их роль в работах художника так же значительна, как роль любого персонажа на полотне. Без них не было бы картины, они зачастую определяют настроение всего произведения в целом. В работе "Вестник" образ мчащегося коня дает ощущение рвущегося воздуха, бешеной скорости, почти полета; на картине "Из детства" пасущиеся лошади — олицетворение покоя, тихого сельского вечера.

Произведения Е.Е.Моисеенко живописны по своей природе, и одновременно строго и четко выстроены с точки зрения пространства и композиции, что, впрочем, нисколько не упрощает их живописно-пластической структуры. Их отличают ясная композиционная мысль, выверенность цветовых отношений — качества, служащие художнику, помогающие верно определить и обозначить в живописи свою творческую позицию.

Е.Кучер
Сто памятных дат. Художественный календарь на 1991 год. М.: Советский художник, 1990.