03.10.2012

Липшиц, Жак (1891-1973)

Жак Липшиц входит в плеяду мастеров парижской школы, объединившей и французов, и уроженцев многих других стран мира, чье творчество сложилось в интернациональной атмосфере мировой столицы на протяжении 1910-х годов и выявило свою художественную зрелость после первой мировой войны.

Родившийся в городке Друскеники Гродненской губернии (ныне г. Друскининкай Литовской ССР), Жак Липшиц поступил в Виленскую рисовальную школу, собираясь стать архитектором. В 1909 году Липшиц едет в Париж, и здесь пробуждается его интерес к скульптуре. Молодой человек стремится получить солидное академическое образование — он начинает с Национальной школы изящных искусств, где учится у Ж. — А.Инжальбера (первого парижского мэтра А.С.Голубкиной), затем посещает занятия в академиях Жюльена и Коларосси, муниципальном коллеже на бульваре Монпарнас. Однако решающее влияние на сложение Липшица-скульптора оказывают художники-кубисты, прежде всего Пикассо и Брак.

Со второго приезда в Париж (в 1912 -13 годах Липшиц проходил военную службу на родине) начинается самостоятельный творческий путь скульптора. Он снимает мастерскую на тогдашней окраине Парижа в небезызвестном "Улье" (Ля Рюш), питомнике будущих знаменитостей 20 века, живущих пока впроголодь. Большая дружба связывает его с Амедео Модильяни, который пишет двойной портрет "Жак Липшиц с женой" (1916-17). Скульптура Модильяни вместе с живописью кубистов становится вдохновляющим истоком искусства Липшица 1915-25 годов.

Кубистическая живопись, как известно, стремилась передать объемность, трехмерность реальных объектов на двухмерном холсте — ранняя скульптура Липшица и представляет собой словно обретшие фактическое третье измерение кубистические полотна. Пластические работы художника, с их строгостью и четкостью линий, большими геометризованными плоскостями, гранящими условные, обобщенные изображения, обладают устойчивостью, монолитностью, утяжеленной компактностью — они все будто сделаны из камня или иного твердого материала. Главным же художественным средством выразительности в этих изваяниях становится подчеркнутая конструктивность, логическая структура вертикальных и горизонтальных членений, обнаруживающая родство в построении архитектурных и скульптурных форм ("Голова", 1915 -16; "Гитарист", 1918; "Матрос с гитарой").

Генетическая связь с кубистической живописью проявляется еще и в том, что в рельефы и барельефы Липшиц вводит цвет, полихромную раскраску — они поистине становятся "вышедшими" в реальное пространство кубистическими "натюрмортами", "скрипками", "музыкальными инструментами" ("Натюрморт с гитарой", 1919; "Музыкальные инструменты", 1924).

Резкие изменения происходят в творчестве Липшица в середине 1920-х годов — победоносное вторжение лирического чувства, эмоциональности в образный характер его работ трансформирует пластический язык скульптора. На смену жестким линиям, стереометрическим объемам, выстраивающим монолитную центрическую композицию, приходят движение, пространственная свобода, прихотливость линий и силуэтов — податливую массу, взбухающую, текучую, органически живую, "прорывает" воздух, образуя в ней "бреши". Проемы и "дыры" — наиболее бросающаяся в глаза пластическая особенность этих бронзовых вещей Липшица, которая дает им общее наименование: ажурная скульптура ("Голова женщины", 1930; "Возвращение блудного сына", 1931, и др.).

В 1935 году скульптор посещает Советский Союз; он исполняет две работы — заказной портрет Ф.Э.Дзержинского, находящийся ныне в Музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, и один из вариантов скульптуры "Радость жизни". Липшица поражает размах строительства в нашей стране; значимость пластики в создании архитектурно-скульптурного синтеза производит на него особенно сильное впечатление. Липшиц был близок с архитекторами, входил в группу "Эспри Нуво", с организатором которой, Ле Корбюзье, его связывали тесные дружеские отношения. Для него, мастера парижской школы, одухотворение архитектурных сооружений органическими формами скульптуры было существенной творческой проблемой. На Международной выставке 1937 года, где Советский павильон, увенчанный "Рабочим и колхозницей" Мухиной, демонстрировал достижения СССР, монументально-декоративная композиция Липшица "Прометей" украшала "Дворец открытий и изобретений". Тема битвы Прометея с хищным орлом стала сквозной для искусства скульптора. Один из вариантов "Прометея" был создан Липшицем в 1942-44 годах для здания бразильского Министерства национального образования и здравоохранения в Рио-де-Жанейро.

Фашистская оккупация Франции заставляет мастера, как и многих других деятелей культуры, эмигрировать в Соединенные Штаты Америки (1941), где Липшиц и остается жить после войны.

С конца 1930-х годов в пластике художника начинают нарастать иные тенденции — "ажурная скульптура" постепенно уступает место мощным "барочным" произведениям, с их динамикой, экспрессивной игрой светотени, напряженностью объемов и масс.

Одна из самых трагических скульптур Липшица, чей образный пафос рожден ужасом второй мировой войны, — бронзовая группа "Мать и дитя" (1941 — 45). Вечная тема искусства, тема женщины с ребенком — мадонны, богоматери, — приобретает у Липшица драматическое звучание: женский торс с мучительно запрокинутой головой распят в отчаянном жесте раскинутых рук матери, обреченно защищающей дитя от страшного неба, заслоняющей его своим телом от всех выстрелов... Это произведение Липшица экспонировалось в Москве на Национальной выставке "Американская живопись и скульптура" в 1959 году.

В послевоенные годы мастер продолжает разрабатывать пластическую тему единоборства Прометея с орлом ("Прометей, удушающий орла", второй вариант, 1944-53), создает монументальную фигуру Богоматери для собора в городке Асси (департамент Верхняя Савойя, Франция).

В Европу Жак Липшиц возвращается незадолго до смерти, последовавшей 27 мая 1973 года на острове Капри.

А.Шатских
Сто памятных дат. Художественный календарь на 1991 год. М.: Советский художник, 1990.