03.10.2012

Цуккаро, Таддео (1529-1566)

Таддео Цуккаро, крупнейший живописец римского маньеризма, ушел из жизни, подобно Рафаэлю, в возрасте 37 лет и был похоронен в "римской Ротонде", знаменитом Пантеоне, в непосредственной близости от усыпальницы Рафаэля. Как и величайший гений итальянского Ренессанса, Таддео был родом из Урбинского герцогства; и эта небольшая цепочка внешних совпадений дала в руки биографов художника — его младшего брата Федерико Цуккаро и Джорджо Вазари, знаменитого "летописца" итальянского искусства — выигрышные карты, позволившие им прибегнуть к эффектному сопоставлению имен Рафаэля и Таддео. И хотя в действительности невозможно даже сравнение из-за огромной дистанции в масштабе творческих дарований двух художников, оно весьма симптоматично. Показывая, сколь высоко ценили искусство Т.Цуккаро его товарищи по профессии, это сравнение косвенным образом говорит и о том, что Таддео, подобно другим маньеристам, на самом деле видел в творчестве Рафаэля один из главных источников своего вдохновения.

Таддео Цуккаро принадлежал к тому поколению итальянских художников 16 века, которое пришло на смену мастерам Высокого Возрождения. Впоследствии Таддео и его современников стали называть маньеристами, от итальянского слова "maniera" (манера), впервые введенного в обиход Джорджо Вазари, живописцем и архитектором, первым историком искусства. Вазари прибегнул к слову "манера" для оценки особенностей изобразительного языка того или иного мастера. Но вскоре понятие "манера" становится синонимом нового стиля итальянского искусства 16 века, в котором занимательная форма художественного произведения превалировала над глубиной его содержания, а изучение реальной действительности подменялось использованием готовых решений, форм и приемов классиков Возрождения.

Начало самостоятельного пути Таддео Цуккаро — 1540-е годы — совпало с тем переломным моментом в итальянской художественной культуре, когда маньеризм превращается в официальное и общепринятое направление. В художественной жизни Рима, куда четырнадцатилетний Таддео, сын скромного живописца из города Сант Анжело ин Вадо, расположенного по соседству с Урбино, приехал в 1543 году, этот перелом отразился в возникновении двух параллельно развивающихся, но антагонистических по существу линий. Первую из них, тесно связанную с идеалами Ренессанса, воплощал Микеланджело, который в 1541 году закончил "Страшный суд" в Сикстинской капелле и приступил к своему последнему живописному произведению — фрескам капеллы Паолина (1542-50); вторую линию итальянского искусства этого времени представляли работавшие в Риме художники, в той или иной мере втянутые в орбиту маньеристического воздействия: Перино дель Вага, продолжатель декоративных традиций позднего Рафаэля; Даниеле да Вольтерра, ученик и последователь Микеланджело; флорентинец Франческо Сальвиати, ведущий в римской живописи выразитель "манеры" в ее наиболее причудливой и фантастической форме. Художественная среда Рима 1540-х годов сыграла решающую роль в формировании Таддео Цуккаро, не получившего до приезда в "Вечный город" профессионального образования. Именно в Риме, постигая тайны искусства прошлого и настоящего, рисуя с натуры памятники античности и творения знаменитых мастеров Возрождения, в том числе Рафаэля, чьи произведения, по словам Вазари, находились в доме богатого банкира Агостино Киджи и других местах Рима, Таддео сложился как художник. Огромное воздействие на него оказал пример живописца Полидоро да Караваджо, прославившегося монохромными росписями на фасадах римских зданий, созданных в подражание античным рельефам. В течение нескольких лет "декорациями фасадов в манере Полидоро" занимался и Таддео, украсив в 1548 году фасад палаццо Маттеи. Эта работа так понравилась заказчику, римскому дворянину Якопо Маттеи, что спустя несколько лет он поручил двадцатидвухлетнему живописцу расписать фресками его фамильную капеллу в церкви Санта Мария делла Консолационе в Риме (1553-56). Таддео охотно откликнулся на предложение: сознавая, что оно открывает перед ним возможность проявить себя художником, способным на большее, нежели "одноцветные фасады и другие работы светотенью". Он согласился на невысокую плату и, как пишет Вазари, работал над росписями "лишь тогда, когда ему хотелось и когда он чувствовал себя в ударе, тратя остальное время на другие заказы, менее ответственные и не задевавшие его чести". Успех, который принесла молодому художнику роспись капеллы Маттеи, посвященная теме Страстей Христа, трудно переоценить. В композициях, которыми Таддео покрыл стены и свод небольшой капеллы, проявились его ранний профессионализм, его способность к "инвенции", то есть умение сочинять сложные и эффектные сцены, его артистический темперамент и незаурядное мастерство рисовальщика и живописца. Но эта декорация получила всеобщее признание еще и потому, что в ней блестяще воплотилась эстетическая и художественная программа римского маньеризма — внешняя виртуозность, внутренняя холодность и принципиальный эклектизм метода. Все то, что поразило молодого художника в Риме — гармоничные фрески Рафаэля и Перуцци, безудержная страсть Микеланджело, пейзажи Полидоро да Караваджо и многое другое, — все это он постарался соединить в своей живописи. При этом "многосторонняя образованность" не помешала Таддео раскрыть глубокий драматизм избранной для декорации капеллы Маттеи темы.

Успех работы в Санта Мария делла Консолационе выдвинул Цуккаро в число ведущих живописцев римской "манеры". После этого он получает многочисленные заказы в Риме и за пределами "Вечного города", в том числе в Орвьето (1559), Браччано (1559-60) и Урбино (1560). В Риме Таддео Цуккаро выполнял росписи и временные декорации в церквах Сан Марчелло аль Корсо (1558-59), Сан Джакомо дельи Спаньоли, Санта Сабина (1559-60), Сантиссима Тринита деи Монти (1563-66). Он получал ответственные работы в Ватикане — Бельведер, Зал деи Палафреньери (1560), Зала Реджиа (1564-65); занимался декорациями во дворцах, в том числе в Палаццо Фарнезе, где между 1563 и 1565 годами он продолжил работы в Зале деи Фасти Фарнезиани, оставшиеся незаконченными после смерти Франческо Сальвиати.

Важнейшей работой Таддео позднего периода была декорация залов первого и второго этажа огромного дворца Фарнезе в Капрароле (1561-65), осуществленная с многочисленными помощниками, в том числе с его братом Федерико. Дворец в Капрароле был сооружен архитектором Виньолой для кардинала Алессандро Фарнезе, родственника папы Павла III и программа росписей дворцовых помещений должна была прославить древний род Фарнезе. В небольших помещениях служивших личными покоями кардинала (спальня, кабинет гардеробная), преобладали сложные аллегорические и мифологические сюжеты. Но главное внимание уделялось декорации двух больших залов, предназначенных для общественных приемов и официальных церемоний. Стены и своды этих помещений покрывали огромные композиции со сценами из политической и светской истории семьи, вершиной которой явилась деятельность папы Павла III. Таддео, назначенный главой работ в Капрароле, уделял этому грандиозному предприятию лишь несколько месяцев в году. Он отвечал только за общую программу росписи и все подготовительные рисунки, тогда как живописные работы выполнялись большим отрядом разных художников. По-видимому, официальный характер амбициозного заказа послужил причиной того, что этот грандиозный памятник римского искусства середины 16 века нельзя отнести к художественным достижениям Таддео Цуккаро. Однако в истории развития итальянского искусства 16 столетия он остается одним из самых значительных.

Ранняя смерть прервала творческий путь Таддео Цуккаро; незавершенные им работы продолжил его младший брат Федерико, который не только подражал манере Таддео, но и канонизировал его стилистические приемы. Именно поэтому воздействие искусства Таддео Цуккаро было так сильно в творчестве многих живописцев, работавших в Италии во второй половине 16 века.

М.Майская
Сто памятных дат. Художественный календарь на 1991 год. М.: Советский художник, 1990.