03.10.2012

Габричевский, Александр Георгиевич (1891-1968)

Имя Александра Георгиевича Габричевского — выдающегося историка культуры, историка и теоретика искусства — прежде всего архитектуры, литературоведа, переводчика, педагога-новатора и организатора науки — не столь известно, как прославленные имена Б.Р.Виппера, В.Н.Лазарева, М.В.Алпатова. Во многом это связано с тем, что большинство трудов

Габричевского не было опубликовано ни при его жизни, ни за два десятилетия, прошедшие после его кончины. Напечатанные же работы, преимущественно статьи, разбросаны в периодической печати 1920-50-х годов. Тем не менее вклад ученого в развитие науки об искусстве трудно переоценить. Идеи Габричевского, его знания и научная активность лежат в основе ряда важных искусствоведческих трудов, хотя имя и личность ученого остаются как бы в тени для непосвященных.

Значительна роль Габричевского-педагога. Многие известные советские архитекторы-практики, историки и теоретики архитектуры сформировались под его непосредственным влиянием.

Одной из характерных черт Габричевского является многогранность его творческой деятельности. Он испытывал постоянный интерес почти ко всем видам искусств, к различным эпохам и национальным культурам.

Габричевский родился в семье известного русского микробиолога Г. Н. Габричевского — основателя первого в России Бактериологического института при Московском университете. А.Г.Габричевский получил широкое домашнее образование, включавшее приобщение его к музыке и живописи. Занятия последней он не оставлял долгие годы, писал пейзажи и портреты близких ему людей. Знакомством с античной литературой руководил академик Ф.Е.Корш. Быстрое овладение европейскими языками, в особенности немецким, рано открыло Габричевскому доступ к мировому культурному фонду. Культурные традиции среды, в которой он вырос, его природная одаренность и таланты счастливо соединились с необычайным трудолюбием будущего ученого.

В 1910 году Габричевский поступил на историко-филологический факультет Московского университета. Он изучает историю искусств и одновременно серьезно занимается философией. Важным фактом его научной биографии является непосредственное знакомство с немецким искусствознанием. В 1914 году он прослушал летний семестр в Мюнхенском университете, занимался в семинаре у П.Франкля, ученого, известного своими исследованиями пространственной композиции архитектуры. Эти занятия способствовали углублению интереса Габричевского к проблемам архитектуры. Большое влияние на него оказали также труды Якоба Буркхардта — блестящего историка культуры. Для Габричевского Я. Буркхардт на всю жизнь стал образцом ученого. Пристальное внимание Габричевского к архитектуре, по-видимому, связано с его склонностью к общим культурологическим построениям. Ведь известно, что именно архитектурный памятник наиболее наглядно конструирует эпохальную художественную модель мира.

После окончания учебного курса Габричевский остается при Московском университете для подготовки к профессорскому званию. С 1918 года начинается его активная научная и преподавательская деятельность. Он читает лекции в университете, затем во Вхутеине, участвует в исследовательских работах Института археологии и искусствознания, Академии художественных наук (ГАХН), Института художественной культуры (Инхук) и др. В 1920-е годы Габричевский выступает с рядом теоретических статей и докладов по вопросам архитектурной формы. В таких работах, как "Пространство и масса в архитектуре", "К вопросу о строении художественного образа в архитектуре", "Проблема архитектурного синтеза как взаимной организации массы и пространства", ученый одним из первых в русской архитектуроведческой науке анализирует основы архитектуры как особого искусства и специфические средства ее формальной выразительности. Эти исследования сразу выявили особенности подхода Габричевского к изучаемому предмету, в котором культурно-философская точка зрения сочетается с интересом к методологическим проблемам научного архитектуроведения.

В 1928 году под редакцией Габричевского выходит сборник "Искусство портрета". По справедливому замечанию редактора, этот коллективный труд философского отделения

ГАХН является первой попыткой в русском искусствознании систематической работы по исследованию художественной природы портрета. В сборнике идеи самого Габричевского высказаны им в статье "Портрет как проблема изображения". Вопрос о портретном изображении рассматривался автором в более широком контексте "внутренней структуры художественного образа".

В 1930-е годы А.В.Луначарский привлекает ученого к редактированию юбилейного Собрания сочинений Гете. Габричевский руководит изданием первых двух томов и пишет к ним вступительные статьи и комментарий. Основными сферами приложения его творческих сил в эти годы становится педагогическая и издательская деятельность. Работая в Институте аспирантуры Академии архитектуры, Габричевский искал новые формы взаимодействия различных научных дисциплин. Так, в состав созданной им кафедры входили не только теоретики и историки искусства, но и филологи, и археологи. Важнейшим элементом созданной ученым системы обучения являлись "анализы" архитектурных сооружений, которые включали в себя комплексное рассмотрение памятника (от особенностей материала и конструкции до широких историко-культурных обобщений).

Одновременно с преподаванием Габричевский во второй половине 1930-х годов возглавлял издание русских комментированных переводов классиков теории архитектуры. За необычайно короткий срок (около пяти лет) под общей редакцией Габричевского вышли труды Альберти, Витрувия, Барбаро, Палладио, Виньолы, Вазари и др. Война не дала опубликовать все задуманное. Осуществленные же издания были выполнены на самом высоком научном уровне. За словами "общая редакция" кроется кропотливый, подвижнический труд Габричевского — инициатора и вдохновителя этой необходимой для советского искусствознания работы.

В своей научной деятельности ученый отдавал предпочтение среди искусств — архитектуре, а среди исторических эпох — итальянскому Возрождению. Но о чем бы или о ком бы ни писал Габричевский (Леонардо да Винчи, Брунеллески, Рафаэль, Богаевский, Жолтовский, Гете, Шостакович, Прокофьев и др.), он открывал что-то новое и оригинальное. При этом энциклопедические знания и представление о целостности культуры никогда не позволяли ученому опуститься на дилетантский уровень. Широтой своих интересов Габричевский воплощал романтический идеал познания и одновременно предвосхитил современный образ ученого, "осуществляющего себя" на стыке смежных дисциплин. Европейски образованный человек, он своими переводами книги Г. Зиммеля о Гете, новелл Саккетти, сочинений Фиренцуолы комедий Аретино, "Мандрагоры" Макиавелли, "Пира" Данте, писем Микеланджело, сборника статей Р. Шумана "О музыке и музыкантах" и многих других обогащал русскую культуру.

Габричевский не был кабинетным ученым, чье внимание сосредоточивалось только на прошлом. Он испытывал живой интерес к современной художественной жизни. Эрудиция Габричевского, его глубокая культура, дар внимательного собеседника, безошибочный вкус — все это привлекало к нему поэтов, музыкантов, художников. Общение, а часто и близкая дружба связывали его с М.Волошиным, С.Шервинским, А.Ахматовой, М.Цветаевой, В.Пастернаком, В.Кандинским, Р.Фальком, Н.Альтманом, В.Фаворским, Л.Бруни, Г.Нейгаузом, С.Рихтером и многими другими замечательными людьми. Александр Георгиевич Габричевский не только интеллектуально познавал законы искусства как ученый, но и жил в мире искусства как истинно творческая личность.

Г.Прохоров
Сто памятных дат. Художественный календарь на 1991 год. М.: Советский художник, 1990.