03.10.2012

Бокшай, Иосиф Иосифович (1891-1975)

Иосиф Иосифович Бокшай, народный художник СССР, член-корреспондент Академии художеств, был одним из создателей и самых крупных представителей закарпатской школы живописи. Закарпатье было его домом, его мастерской художник разделил со своей родиной практически всю ее нелегкую судьбу. Он работал во многих жанрах, но был мастером, по существу, одной темы, и тема эта — природа и человек Закарпатья.

Профессиональные знания, навыки рисунка и живописи Бокшай получил в Будапештской Академии художеств, в которой он обучался с 1910 по 1914 год. Среди его учителей был Имре Ревес, ученик крупного мастера демократического реализма М.Мункачи, воспитавший в ученике чувство глубокого уважения и любви к классическому искусству. Его любимыми мастерами стали Рембрандт и Веласкес, Франс Хале и Гойя. Впоследствии он не уставал повторять: "Надо создавать хорошее и честное искусство, как это делали старые мастера". Из всех явлений искусств нового времени ближе всего Бокшаю была русская реалистическая живопись. Особенно высоко он ценил Архипова, Малявина, Серова; позднее писал: ""Девочку с персиками" Серова считаю непревзойденным образцом современного портретного искусства". Чувство глубокой родственности русскому искусству станет отличительной чертой творчества Бокшая.

Классика научила Бокшая относиться к искусству как к суровому повседневному труду. В его картинах чувствуется основательность, высокий профессионализм. Все строго отобрано, выверено — по собственному признанию живописца, самым трудным этапом, самым ответственным моментом в процессе создания картины для него всегда был выбор мотива и точки зрения. Вместе с тем в картинах Бокшая нет холодного логического расчета. Бокшай — очень жизнерадостный художник. С момента достижения творческой зрелости он почти всегда всю картину от начала до конца создавал на натуре. Поэтому завершенность картины, тщательность ее исполнения сочетаются обычно со свежестью непосредственного впечатления. Писал Бокшай легко и свободно, энергичной и уверенной кистью. Практически никогда не исправлял и не переписывал.

За свою жизнь Бокшай исходил Закарпатье вдоль и поперек, знал все его уголки. И каждый раз он словно заново открывал для себя родной край, находил в его природе новые цвета и оттенки. Многие годы одной из ведущих тем Бокшая-пейзажиста была закарпатская осень. В осенних пейзажах художник никогда не изображает пасмурных, унылых дней. Осень для него — это пора зрелости прекрасной, обильной и щедрой к человеку природы. Бокшай пишет осеннее Закарпатье во всем его красочном богатстве. Насыщенные интенсивные цвета то спорят между собой, то образуют сложную гармонию. Свойственная полотнам Бокшая повышенная экспрессия цвета, подвижность и энергия мазка, динамичность всех линий и форм придают им приподнятый, мажорный тон. И тон этот может быть окрашен множеством эмоциональных оттенков — от откровенной бравурности до тонкого взволнованного лиризма.

Почти так же, как осень, Бокшай любил раннюю весну. Ее он воспринимал как пору освобождения стихийных сил природы.

На всем протяжении творческого пути Бокшай был прежде всего пейзажистом. Однако характер его пейзажных образов менялся. Пейзажи, написанные до конца 1920-х годов, отмечены камерным, интимным звучанием. Позднее живописец начал писать эпические полотна. Поскольку монументальность для Бокшая воплощалась не в размере полотна, но в самом образном строе произведения, — это качество обрели у него даже совсем небольшие картины Композиции его отличаются уравновешенностью, пространственные соотношения — особой ясностью, определенностью. Высокая точка зрения, к которой часто прибегает мастер, позволяет ему охватить единым взглядом большое пространство. Полотна Бокшая — не столько отдельные виды закарпатской природы, сколько обобщенные образы родной земли художника.

До воссоединения с Украиной тематика закарпатской живописи была в основном крестьянской. Это наложило отпечаток и на творчество Бокшая. Художник родился и вырос в деревне. Кисти мастера, помимо пейзажей, принадлежат жанровые композиции, портреты, натюрморты. И фактически единственными героями его жанровой и портретной живописи являются закарпатские крестьяне. Подчас границы между жанрами стираются, бытовой жанр сливается с портретом или пейзажем. В последнем случае на картине возникает синтетический образ — природа и человек. Жизнь закарпатских крестьян привлекала художника своей красочностью, ярким национальным своеобразием. Он писал крестьянские свадьбы, различные сельские праздники. Порой художника можно даже упрекнуть в излишнем этнографизме.

В советское искусство Бокшай вошел уже сложившимся мастером со своими темами, своим творческим почерком. Однако высокая гражданственность была присуща его искусству всегда. "Чтобы создать настоящее полотно, художник должен быть, во-первых, мастером, во-вторых, настоящим гражданином", — писал Бокшай. Огромное значение художник всегда придавал воспитательной функции искусства: "Живописец, творя для народа, не должен потрафлять неразвитому художественному вкусу... Творить полотна... чтобы они поднимали нашего простого труженика до уровня эстетически высокоразвитого человека, — таков наш долг". Много сил Бокшай отдавал работе с молодыми художниками. Еще в середине 1920-х годов вместе со своим другом художником и педагогом Адальбертом Эрдели он создает в Ужгороде "Публичную школу рисования". Из этой студии вышли талантливые живописцы А.Коцка, А.Борецкий, З.Шолтес, Э.Кондратович. И позднее, когда "Публичная школа рисования" была закрыта, Бокшай старался поддержать каждое дарование. Но в полной мере свой педагогический талант он смог проявить уже после воссоединения Закарпатья с Советской Украиной. Немало сил Бокшай отдал подготовке молодых художников в Ужгородском училище прикладного искусства, Львовском институте прикладного и декоративного искусства.

Иосиф Иосифович Бокшай прожил долгую и счастливую жизнь подлинно народного художника. Искренность и подкупающее жизнелюбие его картин, свойственный его искусству возвышенный строй мыслей и чувств всегда привлекали к нему самого широкого и разнообразного зрителя.

О.Сугробова
Сто памятных дат. Художественный календарь на 1991 год. М.: Советский художник, 1990.