03.10.2012

Барри, Джеймс (1741-1806)

Восемнадцатый век в Англии — время блестящего расцвета искусства и литературы. В культуре этого периода определяющими направлениями были классицизм и романтизм, давшие миру великих мастеров. Творения Рейнолдса и Гейнсборо, Байрона и Ричардсона восхищали публику далеко за пределами страны.

В это время жил и работал Джеймс Барри. Он родился в Ирландии, в крупном портовом городе Корке. Его отец был богатым судовладельцем, он уговорил сына принять участие в одном из плаваний, но, вернувшись, Барри твердо решил стать художником. Переехав в Дублин, он поступил в рисовальную школу. Его первая картина на заданную тему "Обращение и крещение ирландского принца св. Патриком" принесла ему известность, о мастере заговорили как об оригинальном интерпретаторе популярных сюжетов. Особенно высокую оценку картине дал Эдмунд Берк (1729-97) — публицист, философ и писатель, видный член партии вигов. Он поддержал Барри, помог переехать в Лондон, снабдив рекомендательным письмом к Джошуа Рейнолдсу и стипендией для проживания в столице. Позднее содействовал путешествию в Италию, где при знакомстве с произведениями искусства античности и Ренессанса проявился несомненный интерес Барри к мифологии Древней Греции и Рима. Из живописцев Возрождения особое восхищение у художника вызвали Тициан, Рафаэль и Микеланджело. Вернувшись на родину, он увлекся древней историей Англии, начал изучать ирландские саги — источник, к которому обращались не только художники, но и писатели, узнавая о событиях далекого прошлого своей страны.

Еще в Италии Барри написал картину "Адам и Ева" и представил ее на выставку в Лондоне в 1771 году. Через год "Венера, выходящая из моря" принесла ему звание академика и профессора. Эдмунд Берк отметил высокое мастерство исполнения и оригинальность колорита картины.

Популярность художника росла, он получил приглашение принять участие в украшении интерьера собора св. Павла. К этому времени относится один из первых автопортретов Барри, для которого он выбрал небольшой, чуть вытянутый по вертикали формат. На полотне в глубине едва заметны геометрические конструкции, создающие иллюзию реального пространства, в которое свободно вписалась фигура молодого человека. Сильные плечи окутаны широким плащом, в руке палитра и несколько кистей. Светлые волосы оставляют открытым высокий лоб, взгляд устремлен вдаль. Внутренняя взволнованность, порывистость придают образу романтический характер.

Работал художник много. Для Большого зала Общества искусств, занимавшего в Лондоне огромное здание, Барри заказали шесть аллегорических картин (их длина составила около четырнадцати метров). Заказ был не только почетным, но и выгодным, так как общество оплачивало расходы живописца в течение всех лет, что он над ним трудился. Тематика цикла соединяла древние и современные сюжеты. С античными сказаниями, воспевавшими трагическую любовь Орфея и праздники на Олимпе, были связаны две из шести картин, трактованные художником как современные празднества в окружении английского пейзажа. "Навигация" была посвящена английскому флоту, поэтому это произведение часто называли "Триумф Темзы". Последней была исполнена картина "Элизиум и Тартар". Не все члены Академии одобрили эту серию картин Барри, и в знак протеста художник подал в отставку.

Произведения мастера часто вызывали недоумение странным, непонятным решением традиционных сюжетов. В "Борьбе архангела Михаила с восставшим ангелом" привычная тема получила совершенно необычное трактование. Среди странного хаотического мира с переплетающимися человеческими фигурами легко и стремительно возвышается прекрасный воин с поднятыми серебристыми крыльями, попирающий поверженного изгнанника. Так же необычно интерпретировано "Крещение Христа", в котором природа приобрела зловещее настроение, почти враждебное по отношению к героям, изображенным на первом плане. Эти произведения, и особенно "Сатана, грех и смерть", воплощали трагическое мировосприятие мастера.

Не менее своеобразны решения картин на мифологические темы. "Купание Венеры" представляет собой совершенно оригинальную композицию. Небо и море сливаются в одно огромное пространство. Слева гигантская фигура, напоминающая и Посейдона и Великого колдуна, держит раковину, в центре которой изящная, обнаженная богиня и перед ней, в поклоне смиренно склонив головы, замерли низшие божества и морские чудовища.

Показателен для понимания душевного состояния художника поздний автопортрет. В нем нет как будто ничего необычного, изображены лишь предметы, необходимые мастеру для работы. Но они тесным кольцом окружили живописца. Изображена часть находящейся в мастерской скульптуры — нога, обвитая змеей, чья раскрытая пасть совсем рядом с лицом Барри. В руках у него набросок к картине с изображением одного из его героев. Мастер уже не молод. Его напряженный взгляд устремлен на зрителя. Романтическая приподнятость образа первого автопортрета сменилась драматичностью в одном из последних.

В конце жизни Барри был одинок, почти всеми забыт, беден. Вновь о нем вспомнили только художники-прерафаэлиты, увидевшие в его произведениях близкие им мотивы. Но только в двадцатом веке творчество этого мастера было открыто заново.

Е.Красильникова
Сто памятных дат. Художественный календарь на 1991 год. М.: Советский художник, 1990.