03.10.2012

Делоне, Роббер (1885-1941)

Имя Робера Делоне называют рядом с именами крупнейших представителей абстрактного искусства первой половины столетия — Василия Кандинского и Пита Мондриана. Каждый из этих художников, прежде чем перейти к условному нефигуративному художественному языку, пережил опыт предшествующих художественных течений. Кандинскому были близки экспрессионизм и фовизм, Мондриан опирался на синтетический кубизм. Робер Делоне был наследником чисто французской художественной традиции в области живописного языка. Главным в искусстве для него было изображение света — проблема, которая волновала французских художников начиная с семнадцатого столетия. Непосредственное эмоциональное переживание солнечного света Делоне воспринял у своих более близких предшественников — импрессионистов.

Как и неоимпрессионист Жорж Сера за два десятилетия до него, Делоне подверг переосмыслению живописный опыт импрессионистов, опираясь на труды ученых. В 1908 — 09 годах он читает труды Эжена Шеврейля — химика, много лет стоявшего во главе Мануфактуры гобеленов. Выпущенная в свет в 1839 году брошюра Шеврейля "О законе одновременного контраста цветов" была написана в практических целях: законы сочетаний и контрастов цветов — это основа создания декоративных ковров. Сама техника коврового ткачества, при которой каждый оттенок сплетается из различно окрашенных нитей, по идее была близка технике пуантилизма, изобретенной Сера. У Сера оттенки цвета составлялись из отдельных точек. У Делоне, который называл свои живописные опыты термином, заимствованным у Шеврейля: одновременные (симультанные) контрасты, — каждый оттенок цвета был представлен отдельной плоскостью — частью композиции из концентрических кругов или спиралевидной конструкции.

Разлагая солнечный свет на семь цветов радуги, Делоне компоновал и соединял эти цвета в произвольном порядке, так же как его современники-кубисты разлагали на первичные формы гитары и мандолины и вновь по-своему соединяли эти формы в картинах. Композициям Делоне был присущ легкий импровизационный характер, в котором сказывалось его жизнерадостное восприятие жизни и несомненное лирическое дарование.

В прошлом парижский мальчишка, типичный гамен, затем ученик театрально-декорационной школы, Делоне пришел в искусство, подружившись с наивным художником — "таможенником" Руссо и кубистами. Он легко воспринимал художественные идеи, носившиеся в воздухе, и сумел создать собственную живописную систему, адекватную его переживанию современной жизни. Помимо комбинаций чистых цветов, в работах Делоне важнейшую роль играет ритм геометрических форм. Друг художников, поэт Аполлинер назвал живописную систему Делоне, а также близких к нему художников Купки и Пикабиа — орфизмом, по имени мифического древнегреческого певца Орфея, музыка которого обладала силой воздействия даже на зверей и окружающие предметы. Художники этого направления выдвигали тезис о разрушении видимых глазом форм и создании из их отдельных элементов "новой реальности".

Делоне пишет серии картин — "Сен-Северен", "Окна", "Эйфелева башня", "Города".

В его "новых реальностях" ныне хорошо прочитывается дыхание подлинной реальности общественной жизни нашего века. Картина "В честь Блерио" (1914, Париж, частное собрание) посвящена летчику и авиаконструктору, пионеру французской авиации Луи Блерио, первому перелетевшему через Ла-Манш. Яркие концентрические круги, составляющие основную часть изображения, кажутся здесь следами вращающихся пропеллеров самолета (пропеллер изображен в левой части картины). Справа вверху маленький самолетик и Эйфелева башня — как символы Франции и авиации — дополняют изобразительный ряд композиции. Набегающие друг на друга ритмы геометрических форм, цветовые контрасты, ощущение динамичности картинной плоскости — все это соответствовало новому мировосприятию людей в эпоху, когда на глазах ускорялся ритм жизни, рушились прежние представления о времени, о пространстве, о строении материи.

Спорт, техника, строительство были излюбленными темами многих художников первой четверти нашего столетия, к ним принадлежал и Делоне. Наряду с абстрактными декоративными композициями он создавал и фигуративные картины. Его последним достижением были шесть огромных цветных плоских рельефов для павильона железных дорог на Всемирной выставке в Париже в 1937 году, здесь было показано во "Дворце Воздуха" его огромное панно "Ритм".

Связь Делоне с декоративным искусством особенно заметна, когда рядом с его творчеством рассматриваются произведения Сони Терк (Делоне), на которой он женился в 1910 году. Соня Терк, родом из России, была художницей, в 1907 году состоялась ее выставка в галерее известного немецкого критика Вильгельма Уде, который стал ее первым мужем. Союз Робера и Сони Делоне обогатил обоих художников в духовном плане, укрепил их творческие позиции. Дом Делоне стал местом, где собирались поэты и художники. Салон Сони Делоне на бульваре Малерб в Париже, в котором были выставлены костюмы, предметы декоративно-прикладного искусства, выполненные в стиле, близком живописи Делоне, пользовался большим успехом. Супруги Делоне принимали участие в оформлении балетов Дягилева (так, например, для балета "Клеопатра" Робер исполнил декорации, а Соня — костюмы). Робер Делоне умер в 1941 году в Монпелье, Соня пережила его почти на сорок лет.

К.Богемская
Сто памятных дат. Художественный календарь на 1991 год. М.: Советский художник, 1990.