03.10.2012

Зарубин, Виктор Иванович (1866-1928)

Школа Архипа Ивановича Куинджи — одно из интереснейших явлений художественной жизни России конца 19 — начала 20 века. Через нее прошли такие крупные индивидуальности, как Н.Рерих, К.Богаевский, А.Рылов, В.Пурвит. Другие воспитанники выдающегося пейзажиста, хотя и не добились широкого признания, все же отличались "лица не общим выраженьем". Работы К.Вроблевского и М.Латри, Е.Столицы и Н.Химоны, П.Вагнера и А.Борисова, порою неожиданно встречаемые в экспозициях периферийных музеев, надолго остаются в памяти. Эти "малые мастера" как-то незаслуженно и несправедливо обойдены вниманием специалистов.

К таким недооцененным мастерам можно отнести и Виктора Ивановича Зарубина, одного из самых многообещавших куинджистов. Сейчас его имя более известно узкому кругу частных собирателей, чем искусствоведам. Он — "коллекционный" художник. Его произведения в музеях еще не "заговорили", остаются в тени более громких имен. Впервые официальное представление творчества Зарубина состоялось в Ленинграде в 1973 году на выставке "Куинджи и его ученики". Затем был издан альбом, в котором были воспроизведены три-четыре работы (едва ли не единственные черно-белые репродукции во всей книге!). Так сделаем и мы еще один шаг в познании этого интересного, хотя и неровного художника.

Виктор Иванович Зарубин родился в семье известного харьковского профессора. Вероятно, по настоянию родителей, он окончил физико-математический факультет Харьковского университета. Но занятия живописью интересовали его значительно больше. Не исключено, что дополнительным фактором в стремлении стать художником-профессионалом стала его любовь к бедной девушке. Не побоявшись лишений, Зарубин бежал со своей невестой в Париж, где они. обвенчались. Французский период его творчества ознаменован усиленной работой. Он посещает занятия в известной частной Академии Р.Жюльена, учится у Ж.Лефевра и Т. — Р.Флери, овладевая тайнами рисунка и живописной культуры. Самостоятельные работы молодого художника начинают привлекать внимание знатоков. Выставленная в Салоне картина Зарубина была продана в первый день. Последующие продажи укрепили материальное положение живописца. Он стал чаще выезжать в любимую Нормандию, работая над многочисленными этюдами. Накопленный им богатый материал позволил ему неоднократно обращаться к этим темам уже и в России.

По возвращении на родину Зарубин поступает в Академию художеств (1896). Здесь он сближается с А.Куинджи, соединяя свою судьбу с пестрой многонациональной ватагой его учеников. В 1898-м он вновь совершает заграничное путешествие, организованное Куинджи для своих учеников, окончивших Академию художеств. Живопись Зарубина сразу же привлекла внимание окружающих. Она была непривычна тонкими нюансировками цвета, повышенным вниманием к технической культуре. В 1909 году он был удостоен звания академика.

Художник постоянно экспонирует свои работы на различных выставках в Петербурге, включая и выставки Товарищества передвижных выставок, членом которого он стал в 1916 году.

Зарубин принял Октябрьскую революцию, хотя многое ему пришлось постигать заново. Он оформлял улицы Петрограда по случаю революционных праздников, много времен отдавал организации различных выставок АХХР и Общества им. А.И.Куинджи, работал над декорациями в Петроградском театре музыкальной комедии. Известно несколько детских книг, иллюстрированных художником. Не оставлял он и станковой живописи, продолжая писать привычные для него пейзажные мотивы.

В его разрозненном наследии, которому еще предстоит дать объективную оценку, можно выделить начальный парижский период (1893-96), заложивший основу его высокого профессионализма. В пейзажах того времени он идет по пути совершенствования колорита — взаимодействия света и цвета. Поступивший недавно в собрание Ярославского художественного музея маленький нормандский этюд свидетельствует о стремлении соединить открытия импрессионистов с традициями реализма. Мягкие лессировки, перекрывая друг друга, создают богатую колористическую световоздушную среду. Эта непосредственность схватывания мотива затем в картинах начинает приобретать плотность, где больше внимания отдается цвету, а позднее и линии. Пребывание в Германии во время поездки куинджистов по Европе не прошло бесследно. Крупнейшие мастера немецкого символизма и австрийского Сецессиона оставили сильное впечатление. В творчестве Зарубина повышается роль мягкой певучей линии. Элементы модерна со стремлением к завлекающей таинственности становятся характерными чертами произведений художника.

Его пейзажи, как правило, включают стаффажные фигуры, которые вносят эмоциональное оживление в картины. Пастушки, гуляющие девушки, танцующие крестьяне у избы, отдыхающие старушки — излюбленные персонажи художника. Несколькими рельефными мазками он создает характерные силуэты, органично вписывая их в окружающую среду, будь то побережье Нормандии или шляхи украинских степей. По меткому замечанию художника А. Рылова, "...он долго не мог писать ничего, кроме бретонских женщин в белых чепцах... Постепенно эти бретонки с белыми чепцами превращались в его картинах в украинских женщин в пестрых плахтах с белыми платками на головах, а бретонские хижины — в белые мазанки с соломенными крышами, уютно расположенные среди густых деревьев и фруктовых садов".

Под влиянием Куинджи усиливается роль колорита. Цветовое пятно становится более определенным, исчезает импрессионистическая воздушность. Предметы, части пейзажа выявляются не живописными средствами, а прихотливой линией. Это особенно ясно видно в пейзаже-жанре "На Украине" (1917). Сумрачный колорит отличается насыщенностью тонов, создающей ощущение повышенной эмоциональности.

Открытие творчества Виктора Ивановича Зарубина пока еще не состоялось. В его наследии не все однозначно, много случайного, проходного. Но есть и то, что не позволяет забыть этого мастера. Необходим внимательный анализ его творчества. Его картины хранятся в музеях Ярославля, Пскова, Киева, Риги, Пензы, Николаева, Перми, Ташкента, Смоленска, Ленинграда, свидетельствуя о высокой значимости лучших работ художника.

М.Красилин
Сто памятных дат. Художественный календарь на 1991 год. М.: Советский художник, 1990.