03.10.2012

Беллини, Джованни (Ок. 1430-1516)

"Венецианцем из венецианцев" назвал П.П.Муратов итальянского живописца Джованни Беллини. Какой же смысл вложил в это выражение автор замечательной книги "Образы Италии"? Ведь Джованни Беллини вовсе не прельщался поверхностным блеском и внешней красивостью жизни, не вдохновлялся торжественными процессиями и пышными пирами, восточными одеяниями и изысканными убранствами — всем тем, что так любили изображать художники венецианского кватроченто и чем утверждала свое величие и братство могущественная торговая республика. Искусство Беллини носило совершенно иной характер. В своих картинах, изображающих сцены Преображения и Оплакивания, Мадонну и святых, он стремился воплотить одухотворенные чувства и глубоко проникновенные состояния человеческой души. И его живопись оказалась созвучна потребностям духовной жизни новой и поначалу небольшой прослойки в венецианском патрициате, которая получила гуманистическое образование и постепенно, со второй половины 15 века, стала определять интеллектуальную и художественную атмосферу венецианского Ренессанса. Глубина, "объем чувств и переживаний" (П.П.Муратов) как свойства самой живописной плоти беллиниевских картин явились заветом венецианскому чинквеченто, заветом эпохе, сделавшей местную школу школой колоризма для многих поколений европейских художников. И потому Беллини — "венецианец из венецианцев", что он первым сумел выявить те черты, которые и составили в будущем неповторимое лицо венецианской живописи. Конечно, Беллини не сразу пришел к тому, что выразило, как писал П.П.Муратов, "чистейшую линию в душевном сложении Венеции". Только к концу пятого десятилетия своей жизни он обретает тот живописный язык, который выделяет его среди других мастеров кватроченто. На пути к этому живописец творчески воспринимает и плодотворно переосмысливает ряд художественных влияний.

Джованни Беллини, или Джамбеллино, родился в семье венецианского художника Якопо Беллини (ок. 1400-70/71). Художником был и его брат Джентиле (1429-1507), с именем которого связано зарождение в Венеции жанрово-исторической картины. Но на раннее творчество Беллини оказали существенное влияние не столько отец и брат, сколько муж сестры Николосии живописец Андреа Мантенья. Напряженная и жесткая энергия рисунка, резкая экспрессия характеров, четкая линейная перспектива, с помощью которой строится аскетичный пейзаж, — все эти характерные черты живописи прославленного падуанца в определенной мере свойственны и таким работам Джованни 1450-60-х годов, как "Преображение", "Распятие" (обе — Венеция, музей Коррер), "Моление о чаше" (Лондон, Национальная галерея). Дальнейшая эволюция художника была определена его знакомством с произведениями Пьеро делла Франчески и Антонелло да Мессины. В живописи Пьеро делла Франчески Джамбеллино соприкоснулся со своеобразной "светоносностью" колорита, и это дало ему возможность осознать ту роль, которую может играть свет в построении пространства и объема. Антонелло, посетивший Венецию в 1475-76 годах, познакомил венецианских художников с нидерландской техникой чистого масла, которая стала для Беллини важнейшим средством художественной выразительности, так как обладала неисчерпаемыми колористическими возможностями.

В восьмидесятых годах окончательно складывается самостоятельный стиль Беллини: исчезает "мантеньевская" перенапряженность форм, моделировка объемов становится более мягкой, сдержанная выразительность рисунка сочетается со световоздушной цельностью пространства. Одно из наиболее принципиальных достижений Беллини в эти годы — превращение пейзажа из простого фона в особый эмоционально глубокий и поэтически цельный мир, настолько прекрасный, что кажется, именно он и преображает духовно и просветляет пребывающих в нем людей. Изображая святого Иеронима, святого Франциска или Мадонну с младенцем, представляя сцену Преображения, художник Передает слияние человека и окружающей его природы. Эта новая роль пейзажа, служащего теперь эмоциональным камертоном образного строя всей картины, могла быть осуществлена только при условии изменения самой живописной плоти. И действительно, мягкость живописных переходов, растворение контуров, пространственное звучание цвета — все это создает особую световоздушную среду, которая позволила А.Бенуа назвать Беллини "мистиком, неизменно пребывающем в какой-то прелестной, не передаваемой словами, сверхземной и в то же время чувственной атмосфере". Пантеистическое единство чувственно-зримого и духовно-сокрытого, связывающее Беллини с северным Возрождением, оказалось впоследствии существенной особенностью венецианской живописи 16 столетия.

Чувственная открытость, ясность формального построения соединяются в живописи Беллини с не всегда понятными сейчас изобразительными символами. Несмотря на ощущение безыскусственности, которое производят полотна Джамбеллино, некоторые их сюжеты до сих пор остаются неразгаданными. Так, не расшифрована программа одной из наиболее известных работ живописца, хранящаяся во флорентийской галерее Уффици. Сюжет этой картины связывали с поэмой француза Гийома де Дегийвиля "Паломничество души". Если это так, то на полотне изображено чистилище. Дети, играющие с яблоками, возможно, олицетворяют души праведников, а дерево, с которого они срывают плоды, символизирует Христа. О душах молятся их святые покровители Иов и Себастьян. Здесь же представлены Мадонна, апостолы Павел и Петр, а также фигура "Правосудия". Все они располагаются на открытой террасе, за мраморной балюстрадой которой видны окруженные скалистыми берегами летейские воды. Возможно также, что эта картина, которую называют иногда "Озерная мадонна", является расширенной и изощренной композицией типа Сакра Конверсационе (Святое собеседование) и была выполнена Беллини по заказу оставшегося неизвестным просвещенного венецианского патриция с рафинированным и утонченным вкусом. Но как бы ни толковать сюжет этого полотна, оно воплощает особое состояние покоя, умиротворения, завораживающей гармонии частей и целого. П.П.Муратов писал: "Венеция сквозит из нее всюду: Венеция в разноцветных плитах террасы и мраморе ограды и трона, Венеция в улыбке успокоенных вод, в этом прозрачном небе и в этом полете взгляда к линиям гор".

В творчестве Беллини сложился совершенно новый тип алтарной композиции, получивший название Сакра Конверсационе. Это такие произведения художника, как, например, образа из церквей Сан Джоббе и Сан Дзаккария. В центре их возвышается на троне Мадонна с младенцем на руках. По сторонам симметрично располагаются небольшими группами святые, которые словно ведут молчаливую и сдержанную беседу, исполненную сосредоточенной духовности. Жесты их рук, повороты фигур, образующие мягкий и плавный ритмический рисунок, лишь намекают на возможность движения. Фигуры не связаны между собой жесткой логической закономерностью, однако композиция в целом обладает редкой гармонической уравновешенностью. Святые, изображенные Джованни Беллини, словно замерли навеки в просветленном раздумий. Мягкий мерцающий свет, сдержанное звучание колорита передают состояние покоя и гармонии, глубокой внутренней сосредоточенности.

Наряду с алтарными образами, исполненными для соборов и церквей, Беллини создавал также полотна для частных вилл и дворцов. Это были небольшие по размеру картины, изображающие Мадонну с младенцем. Лучшие из них, например, "Мадонна с деревцами" (Венеция, Академия) или "Мадонна в лугах" (Лондон, Национальная галерея), написаны мастером в 1490-1500-х годах. Мадонны Беллини имели такой успех у современников, что художник не только писал их в огромном количестве, но и ставил свою подпись под работами учеников Эти произведения представляют собой вариации одного и того же композиционного типа: полуфигура Мадонны изображается на фоне пейзажа, от которого она обычно отделяется занавесом или высокой спинкой трона.

Под влиянием творчества Антонелло да Мессины, а также нидерландских живописцев Беллини обращается к портрету. Портреты Беллини подготавливают расцвет этого жанра в венецианской живописи 16 столетия. С новым этапом развития искусства связаны и поздние картины Беллини на мифологические сюжеты: "Пиршество богов" и "Орфей" (обе — Вашингтон, Национальная галерея искусств).

Джованни Беллини прошел в своем творчестве длинный путь художественной эволюции. Он был наиболее выдающимся представителем венецианского кватроченто и вместе с тем — предвестником Высокого Возрождения. Ученикам Джованни Беллини — Джорджоне и Тициану — суждено было стать самыми значительными мастерами венецианской живописи "золотого века".

Г.Прохоров
Сто памятных дат. Художественный календарь на 1991 год. М.: Советский художник, 1990.