03.10.2012

Панкевич, Юзеф (1866-1940)

В творчестве Юзефа Панкевича соединились самые разные направления искусства конца 19 — начала 20 века. Однако в пестрой картине польского искусства этого времени его живопись и графика представляют собой оплот неких устойчивых ценностей, классичности, традиционности. И в этом нет противоречия. Его ориентация на разные стили не стихийна, это всегда целенаправленный поиск более глубокой правды натуры и правды искусства. Одно без другого для Панкевича не существует: натура — неисчерпаемый источник творчества, в ней самой уже есть логика, внутренние законы, и познание этих законов и составляет цель искусства. Далеко не случаен и выбор художников, которым Панкевич следовал: это всегда "классики", предпочитавшие внешнему блеску высокую культуру живописи. Поэтому его тянуло к Сезанну, Уистлеру, позднему Ренуару. Особенно ценил художник старых мастеров, которых впервые увидел во время своего краткого пребывания в Петербурге в 1885 году. На стипендию частной рисовальной школы Панкевич и его друг Владыслав Подковиньский отправляются учиться в петербургскую Академию художеств. Но ни молодым людям не пришлась по вкусу рутинная система обучения в тогдашней Академии, ни она не сумела разглядеть в них будущих крупных художников.

Подлинным учителем Панкевича в эти годы стал Александр Герымский, у которого он нашел сильные контрасты света и тени, внимательное отношение к живописной форме. Однако экспрессивные, драматические возможности, заложенные в искусстве Герымского, Панкевичем не были использованы — они скорее соответствовали творческому темпераменту Подковиньского. Панкевич — художник более сдержанный, но и более вдумчивый. Его тема в искусстве — гармония, выраженная в гармонии тонов и композиционных ритмов. В своей первой крупной картине "Овощной ряд на площади у Железных ворот в Варшаве" (1888), представляющей собой сочетание бессюжетной жанровой сцены с подробно написанным натюрмортом, Панкевич ищет эту гармонию еще в рамках старой живописной системы. Краски его локальны, рисунок суховат. Однако уже через два года, после поездки в Париж, Панкевич написал и выставил, как считается, первую импрессионистическую картину в Польше — "Цветочный рынок у церкви св. Магдалины в Париже" (1890). Эту линию продолжили другие произведения художника, написанные в светлой гамме, без четких контуров, свободным мазком. В таких полотнах, как "Воз с сеном", "Лето" (обе — 1890), проявились особая изысканность живописи Панкевича ее артистизм.

Импрессионизм в Польше появился тогда, когда во Франции эта линия почти иссякла, практически одновременно со стилем модерн — польской "сецессией". Крайние декоративные проявления этого стиля Панкевичу были чужды — слишком он связан с натурой. Его увлекла сама атмосфера символизма в искусстве рубежа веков. В "ноктюрнах", ночных пейзажах художника, появляющихся с 1892 года, доминирует категория настроения, некоторая загадочность, лишенная литературности. Панкевич оперирует только живописными средствами — светом, цветом. Та же странная размытость форм, заставляющая вспомнить о живописи Эжена Каррьера, видна и в его портретах этого времени. Среди них особенно совершенен "Портрет девочки в красном платье" (ок. 1897), в котором детский образ, очищенный от всего бытового, жанрового, возвышен до поэтического обобщения.

С 1898 года художник много путешествует, главным образом с целью увидеть важнейшие художественные галереи Европы, подолгу живет в Париже, Италии. С 1906 года начинается его преподавательская деятельность: Панкевич умел учиться у разных направлений в искусстве, но и сам умел учить. Как педагог он оставил важнейший след в польском искусстве, преподавая в Академии изящных искусств в Кракове, профессором которой он был. Лето в эти годы он обычно проводит на юге Франции, в Сен-Тропезе, где сближается с Пьером Боннаром. Пейзажи Панкевича этих лет отмечены влиянием Сезанна: они четко, конструктивно построены, сама композиция их выражает чувство устойчивости мира и величия природы. Это "аполлоническое" начало, "латинское" чувство формы очень близко Панкевичу. Но его интересуют и другие выразительные возможности живописи — например, яркая декоративность, отличающая его "Японку" (1908). Панкевич здесь соединяет натурные впечатления с "цитированием" классического искусства: картина написана с жены художника, ее кимоно и прическа выполнены по рисункам Утамаро. Плоскостность, линейные ритмы не являются у художника самодовлеющими — недаром он так до конца своих дней и не оценил абстрактной живописи, не понял этого искусства. Это сузило для него возможности проникновения в мир искусства 20 века, но сделало его творчество более последовательным.

Первая мировая война застала художника в Испании, где он задержался на несколько лет, близко общаясь с Робером Делоне. Панкевич увлекается фовизмом, в его произведениях появляется яркость красок ("Терраса в Мадриде", 1917), а также геометризм форм, напоминающий кубизм. Но он не отступает от верности природе: по-прежнему пишет увиденное в натуре, а не порожденное творческой энергией. Цветовые контрасты обладают у него рафинированностью почти "музейной", но никак не дерзостью, не экспрессией.

В 1919 году художник возвращается в Париж, где и остается. Его стараниями в Париже возникает филиал краковской художественной школы. Сам художник возвращается к традиционной живописи, основанной на рисунке и тональном сочетании красок. Его излюбленным жанром становится натюрморт, в котором можно найти нечто на сей раз шарденовское — таков "Натюрморт с зеленым кувшином" (1929). Но Панкевич все равно остается собой. Его объективность, тяга к классике, высокая культура живописной техники находят окончательную форму для своего выражения — эволюция творчества художника очень логична и ясна, как и его творчество.

Замечательным художественным качеством отмечены и офорты Панкевича, иногда выполненные в сочетании с техникой сухой иглы. Графикой художник занимался примерно с 1895 по 1908 год. Лучшие черты искусства Панкевича — его чуткость к различиям тонов, к мягкой моделировке, а с другой стороны — логичная конструктивность проявляются и в его гравюрах. Художник сумел даже "открыть" для парижан их родной город — так свежи и точны оказались его наблюдения парижского пейзажа. Панкевич заслужил похвалу французского критика Камиля Моклера. Впрочем, и живопись его, столь же внешне неброская, никогда не оставалась незамеченной в многоголосом Париже, как не была забыта и на родине художника, в Польше, с которой он не терял связи. В 1933 году, к сорокалетию творческой деятельности, состоялась его большая выставка в Варшаве, он был награжден орденом — командорским крестом "Polonia restituta". Война застала художника во Франции, в Марселе, где он скончался 3 июля 1940 года.

Е.Деготь
Сто памятных дат. Художественный календарь на 1991 год. М.: Советский художник, 1990.