Майно, Хуан Баутиста (1578-1641)
Майно — один из тех испанских мастеров 17 века, чьи произведения в наших глазах несколько отступают в тень перед великими и удивительными шедеврами Эль Греко, Веласкеса, перед монументальными полотнами Риберы и Сурбарана. Но надо сказать, что в таких "второстепенных" фигурах, как Рибальта, Луис Тристан или Майно, проявляются с особой ясностью те специфически национальные качества испанской школы, которые, конечно, не отсутствуют у великих вовсе, однако приобретают у них некое "наднациональное" качество.
С точки зрения художественной, Хуан Баутиста Майно — это испанец из испанцев. Даже очевидные итальянские веяния в некоторых его работах лишь подчеркивают воинствующий прозаизм его искусства, особую "жесткость" концепции, испанскую серьезность и испанскую суровость.
Майно родился в 1578 году близ Мадрида. Около 1611 года он оказался в Толедо и познакомился там с Эль Греко. Что мог дать этот воинствующий спиритуалист молодому реалисту Майно? Несовпадение темпераментов и умонастроений было так велико, что обаяние Эль Греко словно бы вообще не тронуло душу его младшего сотоварища. И это не единичный случай. Великий грек из Толедо оказался вообще уникальным явлением в Испании, одинокой фигурой. Кроме одного только ученика — Луиса Тристана, никто не воспользовался идеями и открытиями создателя "Эсполио" и "Погребения графа Оргаса".
Предполагают, что Майно посетил Италию. Его даже называли учеником Аннибале Карраччи. Последнее вряд ли правильно. К Академии Карраччи и вообще к "болонскому стилю" Майно не тяготел. Он скорее интересовался искусством Караваджо или такого караваджиста, как Орацио Джентилески. Прямо переданная на холсте "грубая" натура столь же близка ему, как и подчеркнутые контрасты светотени, позволяющие мощно вылепить форму и насытить пространство драматизмом и взволнованностью.
Судя по всему, итальянские учителя и образцы воспринимались испанским художником с таким же испанским упрямством, как и уроки фантазера Эль Греко. Итальянское искусство величаво и приподнято над прозой жизни, даже когда изображает эту прозу. Такое восприятие, наверное, в крови у итальянских мастеров, вплоть до Ренато Гуттузо. Даже тогда, когда Италия, в лице Караваджо, создает новый стиль, прямо связанный с освоением грубой натуры, она остается Италией. Испанская традиция — совсем иная: она захватывающе прозаична, до своего рода "мистики бытовизма" в "Менинах" Веласкеса, до "фантастики бытовизма" в некоторых сценах "Капричос" и "Диспаратес" Гойи.
Таких результатов скромный и достойный Майно, конечно, достичь не мог. Он вообще оставил после себя мало картин. Майно был священнослужителем, а живописью занимался в свободное время, не имея необходимости зарабатывать себе на жизнь своими произведениями или исполнять приказания короля.
Существенную роль в судьбе почти пятидесятилетнего Майно сыграла его встреча с молодым Веласкесом. В 1627 году, назначенный одним из арбитров творческого соревнования нового придворного живописца с маститыми Нарди и Кардучо, безупречно честный Майно без колебаний признал превосходство написанной Веласкесом картины "Изгнание морисков" над произведениями соперников. Трудно удержаться от предположения, что веласкесовская пристальность взгляда, глубинность понимания натуры были для Майно куда более важным и близким открытием, чем чуждый ему Эль Греко или не слишком близкие ему итальянские художники.
Под явным влиянием Веласкеса написана в 1635 году большая сцена Майно "Отвоевание Баии", воспроизводящая один из эпизодов колониальных войн 17 века. В этой сложной многофигурной картине слева изображено мирное население города, освобожденного от голландской оккупации, а справа — коленопреклоненные испанские солдаты, молитвенно обращающиеся к огромному портрету Филиппа IV. "Отвоевание" написано одновременно со "Сдачей Бреды" Веласкеса, для украшения того же самого "Зала Королевств" загородного дворца Буэн Ретиро, где помещалась и "Сдача Бреды".
Но пример и ориентир оказались, пожалуй, слишком сложны для Майно. В этом новаторском жанре — исторической картине на современный сюжет — престарелый живописец не чувствовал себя достаточно уверенно. "Отвоевание Баии" проигрывает рядом со "Сдачей Бреды", с которой мы не можем не сравнить работу Майно. Ему не хватает собранности и цельности композиции, и отдельные фигуры у Майно (такие как коленопреклоненный солдат справа или бедно одетый малыш слева) оказываются убедительнее и живее, чем вся сцена в целом.
Соревнование с Веласкесом проиграли все, кто в нем участвовал, в том числе Майно, Сурбаран и другие. Но та национальная почва, которая питала творчество великих испанских мастеров, нашла себе верных и достойных выразителей среди мастеров "второго эшелона", и среди них был Майно.