03.10.2012

Дикс, Отто (1891-1969)

Отто Дикс родился в городе Гера в Тюрингии, в семье рабочего литейного завода. С четырнадцати лет он работал маляром. Полученная в 1909 году стипендия дала ему возможность поступить в школу прикладного искусства в Дрездене. В 1912 году Дикс совершил свое первое путешествие в Австрию (Зальцбург) и Италию, где молодой художник увидел картины немецких, нидерландских и итальянских художников 15 века. К этому периоду относятся скульптурный бюст Ницше, несколько маленьких пейзажей и портреты (в том числе три автопортрета). В этих произведениях заметен большой интерес Дикса к живописи старых мастеров. Но уже в это время проявилось влияние Ван Гога и ранних экспрессионистов на его творчество. Его сближало с этими художниками повышенное эмоциональное звучание цвета, взгляд, деформирующий, искажающий реальность. Но развитие Отто Дикса как художника было прервано первой мировой войной. Он был мобилизован с начала войны и провел в окопах все военные годы. За это время Дикс был несколько раз ранен. Но самая страшная незаживающая рана была нанесена войной его душе. Война означала для него разрушение иллюзий, ломку устоявшихся понятий, ощущение конца мира. Страшные разрушения, хаотические пейзажи, грязь и унижение художник фиксирует с кажущейся бесстрастностью в многочисленных рисунках карандашом и мелом. Эти экспрессионистические рисунки наиболее точно соответствовали представлению Дикса о войне — мировой бойне. Вернувшись после войны в Дрезден, Дикс продолжил обучение в Академии художеств, но его учителя уже не способны были на него воздействовать — слишком по-разному смотрели они на мир. Отто Дикс ищет свой собственный художественный язык, свои выразительные средства, чтобы передать кошмары войны и полуголодного существования в послевоенном мире. Произведения Дикса первых послевоенных лет отмечены печатью гротескного натурализма ("Беременная", 1919; "Автопортрет в трех фазах", 1920; "Зулейка, татуированное чудо", 1920). Проклиная войну и ее последствия, Дикс в своих произведениях сознательно хочет вызвать шок у зрителя ("Калеки", 1920; "Баррикады", 1920). Экспериментируя, художник создает свой собственный стиль. Вершиной его творчества явилась картина "Окопы", начатая в 1920 и завершенная в 1923 году. С 1920 года Дикс начал работать в технике офорта. В этих графических листах художник показывает отвратительные, но характерные черты времени: нужду, страдание, но и страстную жажду жизни, жадное стремление к сенсациям. Так он приходит к теме балаганных аттракционов, дешевых развлечений для людей, теряющих человеческий облик. Большинство этих листов, изображающих "сточные канавы большого города", были опубликованы в пяти альбомах.

В 1922 году художник переехал в Дюссельдорф, где закончил свою картину "Окопы". Своим неприукрашенным реализмом она привлекла всеобщее внимание. Но, подчиняясь требованию и угрозам реакционных кругов, музей в Кельне, купивший картину, вынужден был убрать ее из экспозиции. Видные художники и критики выражали возмущение этим актом. Впоследствии "Окопы" были проданы и стали центром передвижной выставки.

В 1923-25 годах Дикс написал ряд портретов, в которых проявилась большая психологическая тонкость ("Семья Глазер", 1925, темпераментно написанный автопортрет "Художник и муза"). Социально-критические темы в его творчестве реже проявляются в живописи, они переходят в графические работы. В 1924 году была создана серия из 50 листов "Война", сразу же получившая высочайшую оценку как один из самых правдивых и потрясающих документов о войне.

В конце 1925 года Дикс переехал в Берлин, где исполнил ряд наиболее удавшихся портретов людей, близких ему по духу — писателей и художников ("Фотограф Гуго Эрфурт" 1925; "Писатель Теодор Дойблер", 1927; "Автопортрет перед мольбертом", 1926). К этому плодотворному периоду творчества Дикса относятся две его выставки — в Национальной галерее в Берлине и в Государственном собрании картин в Мюнхене. Осенью 1927 года он стал профессором Дрезденской художественной академии. И в это время художник отдает предпочтение портрету ("Живописец Франц Радзивилл", 1928; "Танцовщица Марианна Фогельзам", 1931; "Актер Генрих Георге", 1932), хотя одновременно пишет монументальное произведение — триптих "Большой город". В конце двадцатых годов художник выставляет свои картины не только в Германии, но и за границей, создает триптих "Война" (второй вариант "Окопов"). К этому времени относится множество рисунков Дикса — сангиной, мелом, серебряным штифтом.

Наступил 1933 год. Придя к власти, нацисты начали осуществлять свою "культурную" политику. Искусство Дикса, "ранящее национальные чувства немецкого народа" (по выражению министра внутренних дел Германии), не могло быть принято новым режимом. Уже в 1933 году художника лишили звания профессора, запретили выставлять свои картины. Травля художника достигла высшей точки, когда на выставке так называемого "дегенеративного искусства" его антивоенная картина "Окопы" заняла центральное место. На основании закона от 31 мая 1938 года 260 работ художника было конфисковано из государственных собраний и большинство из них (в том числе "Окопы") во время печально известной варварской нацистской акции сожжены в 1939 году во дворе пожарной части в Берлине. Не дожидаясь страшной развязки, Дике уехал из Дрездена и поселился на берегу Боденского озера. Под впечатлением недавних трагических событий художник написал ряд картин в аллегорической, иносказательной форме, бросающих обвинение нацизму. В этих произведениях проявилось родство (духовное и стилистическое) с картинами немецких и нидерландских художников 15 -16 веков. Мрачная ирония роднит его с Иеронимом Босхом. Таковы "Семь смертных грехов" (1933), "Триумф смерти" (1933), "Лот с дочерьми" (1939). В 1936 году Дикс создает монументальное полотно "Фландрия", в котором еще раз показывает страшную панораму мертвого пейзажа времен первой мировой войны. И здесь художник явно опирается на композицию и технику старых мастеров.

Попытка "внутренней эмиграции" Отто Диксу не удалась, в 1939 году его арестует гестапо якобы как соучастника покушения на Гитлера. Но из-за абсурдности обвинения его были вынуждены освободить. Незадолго до конца войны в возрасте пятидесяти четырех лет художник был мобилизован в фольксштурм. Вторая мировая война для него закончилась во французском лагере для военнопленных в Кольмаре. Но и в лагере он продолжал работать. Результатом этого труда явился алтарный триптих, в центре которого изображена Мадонна за колючей проволокой, а на боковых створках — св. Павел в цепях и св. Петр в темнице.

В 1946 году Дикс вновь поселился на Боденском озере, стал активно участвовать во многих выставках. Плен, нужду, ощущение разбитого мира он выразил в ряде картин послевоенного времени ("Автопортрет в виде военнопленного", 1947; "Ребенок в руинах", 1950). Но, как и в двадцатые годы, в острой реалистической манере показывая нужду и смерть, художник не теряет оптимистической веры в созидательные силы природы. Это жизнеутверждающее начало проявилось в пристрастии Дикса в поздний период его творчества к локальному, чистому цвету, большим, ровным плоскостям, гибкой и плавной линии.

Е.Либман
Сто памятных дат. Художественный календарь на 1991 год. М.: Советский художник, 1990.