Родченко, Александр Михайлович (1891-1956)
Александр Михайлович Родченко — художник из замечательной плеяды разносторонних мастеров советского искусства, ярко проявивших себя в 1920-30-е годы. Он оставил след практически во всех областях современной визуальной культуры. Его имя известно архитекторам и дизайнерам, модельерам одежды и театральным художникам, фотографам и кинорежиссерам многих стран мира. Родченко — художник универсального типа: его наследие включает живопись и графику, плакат и искусство книги, дизайнерские и архитектурные проекты. Родченко — основатель первой советской дизайнерской школы Вхутемаса-Вхутеина, сотрудник журналов "ЛЕФ", "Новый ЛЕФ", "Советское фото", член художественного объединения "Октябрь", в которое входили С. Эйзенштейн, А. Дейнека, Д. Моор и другие.
"Он родился над сценой", — так писал о себе Родченко в 1939 году в автобиографической сказке "Черное и белое". Отец — бутафор в театре на Невском в Петербурге, мать — прачка. Условности и иллюзии театра казались естественными, привычными и знакомыми. Семья переехала в Казань, и в 1910 году Родченко поступил вольнослушателем в Казанскую художественную школу, которую успешно окончил. Но как было написано в выданном Родченко, "сыну крестьянина", удостоверении, он "не может воспользоваться правами, предоставленными окончившим курс упомянутой школы так как не проходил общеобразовательного курса и не имеет свидетельства об окончании какого-либо другого среднего общеобразовательного учебного заведения". В Казани он познакомился с художницей Варварой Степановой, своей будущей женой.
Родченко дебютировал как живописец и график в Москве, в 1916 году на выставке "Магазин", организованной Владимиром Татлиным, где выставил несколько кубофутуристических живописных работ, серию театральных костюмов и ряд графических композиций, выполненных с помощью чертежных инструментов. Молодые художники-новаторы, в круг которых вошел Родченко, приняли революцию без колебаний. "Мы пошли работать с большевиками", — писал Родченко позднее в своих воспоминаниях "Работа с Маяковским". Он занимался праздничным оформлением города, устраивал выставки, участвовал в первых конкурсах молодой республики на эмблемы для профсоюзов и газетные киоски. В 1917- 19 годы Родченко от живописно-графического изображения переходит к проектированию воображаемых пространственных структур. "Динамизм плоскости" — называется одна из серий холстов, в которых геометрические формы парят, пересекаются, стремительно двигаются в глубину поля картины. Художник внимательно исследует проблемы цвета, фактуры и конструкции в живописи.
В 1921 году вместе с группой художников-конструктивистов (пионерами советского дизайна: А.Весниным, Л.Поповой, А.Экстер) Родченко и Степанова подводят итоги своему станковому аналитическому творчеству (выставка "5x5=25", где Родченко выставил три монохромных холста: красный, желтый и синий) и обращаются к совершенно новой для себя области — проектированию вещей, книг, плакатов. Родченко становится "конструктором", он ищет рациональную форму для одежды, посуды, книжной обложки. Титры Родченко к "Кино-правде" Д.Вертова своей броскостью, динамичностью "озвучивали" зрительно немую кинохронику. Тот же призывный характер сохранялся и в первых образцах яркой, демократичной советской рекламы, созданной Родченко совместно с Маяковским. Они называли себя "реклам-конструкторами".
По предложению Маяковского, Родченко было поручено оформление советского раздела Международной выставки декоративных искусств и художественной промышленности в Париже. Оборудование для показательного Рабочего клуба (1925) — одно из основных произведений Родченко-дизайнера. В павильоне стоял продолговатый стол с откидными поверхностями для чтения, шахматный столик для двух игроков, книжная полка-витрина, трансформируемая трибуна, превращавшаяся в стенд для выставок и экран для показа фильмов. Все оборудование было задумано с учетом многофункционального использования помещения. Открытые цвета: черный, серый, красный, белый — подчеркивали конструктивность мебели. Не случайно этот комплект оборудования в 1970-80-е годы неоднократно реконструировался для выставок, посвященных искусству революции. В нем сконцентрированы художественные и гуманистические идеи дизайна двадцатых годов.
Творчество Александра Родченко неразрывно связано с идеями научно-технического прогресса. Наука и техника входят в искусство не только прямо, изобразительно. Они меняют мышление, средства и области работы художника. Наиболее часто употреблявшиеся Родченко слова: изобретение, эксперимент, открытие, индустрия. Его библиотека свидетельствует о постоянном интересе к науке. Здесь есть книги не только по истории искусства, но и по астрономии, физике, радиотехнике, дневники путешественников. Родченко жил в то время, когда перемены в жизни, связанные с наукой и техникой, еще только намечались. Но люди искусства уже предчувствовали будущее. О стеклянных небоскребах писал В. Хлебников. "Город-сад" — метафора Маяковского. Здание-памятник придумал В. Татлин. Родченко тоже набрасывал контуры небывалых зданий с мачтами, воздушными переходами, экранами. Его пространственная конструкция "Круг в круге" напоминает во много раз увеличенную модель атома, хотя она выполнена в 1920 году, когда в физике еще только начиналось исследование структуры материи. В пространственных моделях и дизайнерских проектах Родченко угадываются математические алгоритмы и программы построения структуры.
Интерес к науке, к познанию объективных законов искусства привел Родченко и Степанову в 1920 году в Институт художественной культуры, созданный по инициативе В.Кандинского при Отделе ИЗО Наркомпроса. Здесь художники обсуждали особенности зрительного восприятия, секреты творческих технологий и приемов, фундаментальные основы структуры произведений искусства, вопросы влияния техники на искусство. При активном участии Родченко подготавливался теоретический и творческий переход к конструктивизму, производственному искусству. Идеи, высказанные в эти годы, нашли применение и в учебных программах Вхутемаса-Вхутеина.
"Искусство будущего не будет уютным украшением семейных квартир. Оно будет равно по необходимости 48-этажным небоскребам, грандиозным мостам, беспроволочному телеграфу, аэронавтике, подводным судам и проч.", — писал Родченко. Он учил своих студентов быть не рисовальщиками и прожектерами, а учеными, изобретателями, конструкторами. Он учил их обращаться с техникой и технологией как инструментами художника. Его выпускники работали на Метрострое, в ЦАГИ, создавали новые транспортные средства, разрабатывали массовую мебель.
Александр Родченко не мог не обратиться к фотографии. Фотография — детище науки и техники. Художник превратил это техническое средство в способ культурной коммуникации. Он снимал своих современников, Москву, спорт, новостройки, первую советскую технику. Он отстаивал своими статьями о фотографии и снимками необходимость подвижности фотоаппарата, показывал разнообразие точек зрения. Родченко агитировал фотографией за новый мир, новый быт, новую визуальную культуру. Его плакаты и книжные обложки насыщены фотоизображениями, фотомонтажами. Родченко раскрывал творческие возможности фотографии, ее социальность, документальность, техническую совершенность, современность.
С начала 1930-х годов Родченко и Степанова работали над оформлением фотокниг и фотоальбомов: "Первая Конная", "Красная Армия", "10 лет Узбекистана", "Москва" и многих других. В этих книгах был минимум текста, и вся нагрузка восприятия содержания целиком ложилась на документальный фотоматериал. Родченко и Степанова становились как бы режиссерами визуальных книг, подробно разрабатывая каждый разворот, подбирая снимки и образы, как слова в предложениях. Эти фотоальбомы, так же как и номер журнала "СССР на стройке", оформленные художниками, стали этапными в развитии советского полиграфического искусства.
В 1941-42 годах Родченко был в эвакуации в г. Очер (Пермская обл.), состоял внештатным фотокорреспондентом, оформлял "Окна ТАСС". В послевоенные годы продолжал занятия фотографией и живописью. В отличие от композиции 1920-х годов, живопись Родченко, выполненная в 1930-40-е годы — фигуративна. Он изображал цирк, таинственный мерцающий огнями зрительный зал, на фоне которого раскачиваются гимнасты, скачут лошади, летают шары жонглеров. Другая поздняя живописная серия — портреты-впечатления, совсем крошечные по формату, но виртуозно написанные. Они тоже напоминают театр, впечатления детства...
В какой бы области творчества не работал Родченко — всюду он стремился найти новое, оригинальное решение, созвучное настроениям времени. Родченко считал, что творческим материалом художника может стать весь мир. Нужно лишь мечтать и не бояться нового. По его представлению, в сферу искусства попадает не только наука и техника, но и вся повседневная жизнь человека. В его творческой судьбе как бы постоянно слышен один из лозунгов, придуманных Родченко для студентов еще в 1920 году: "Человек, организовавший свою жизнь, работу и самого себя — есть современный художник".