03.10.2012

Терри, Ольга Пауловна (Род. 1916)

На фоне новизны и разнонаправленности художественно-эстетических тенденций современного искусства Эстонии привлекает традиционализм цельной и внутренне гармоничной живописи Ольги Терри, заслуженного художника Эстонской ССР. Как и всякую национальную школу, эстонское искусство отличает ряд более или менее определенных специфических черт — рационалистическое в основе своей мироощущение и сдержанный драматизм выражающих его пластических форм, свойственный несколько отстраненной авторской позиции; доминирование мотивов природы и индустриализованной среды в контексте проблем урбанизации человеческого бытия в эпоху НТР; преобладание некой эстетической упорядоченности, приближающейся почти к техницизму дизайна, над непосредственностью художественного выражения; ориентация на современные интернациональные (западноевропейские) стилевые направления. Искусство Терри выделяет из рамок такой обобщенно-усредненной картины тонкая эмоциональность и непосредственность художественной реакции, глубокий интерес к внутреннему миру человека, чувство природы, приоритет категории "человеческого" измерения в системе ее образности. Сохраняя приверженность жанрам портрета и пейзажа, художница продолжает традиции колористической живописности, оформившейся в искусстве Эстонии 1930-х годов.

Терри родилась в Ревеле (Таллинн) в 1916 году. В 1930-36 годах она учится в Таллиннском государственно-промышленном училище на отделении графики. Склонность к живописи определила ее дальнейший выбор, и с 1942 года она продолжает учебу в Таллиннском училище изобразительного и прикладного искусства. Становление ее творческого кредо происходит в художественной среде, где роль ведущего центра принадлежала школе "Даллас", организованной в 1919 году в Тарту. В культуре Эстонии эта школа сыграла весьма значительную роль, утверждая и развивая традиции современного европейского искусства. "Паллас" в целом отличала реалистическая направленность при широком диапазоне изобразительных тенденций, к которым, в частности, следует отнести интерес к колоризму в духе импрессионистической живописи.

В художественную жизнь Терри входит в середине 1950-х годов, продолжая своим творчеством линию интимного портрета. Эмоциональное переживание, субъективное восприятие действительности, но передаваемое в формах реальности, отличают образный строй ее живописи. В портрете художницу привлекают люди искусства, интересные и, видимо, близкие ей внутренне — скульптор Лидия Лаас (1959), поэтическая Виве Толли, график (1963), график Эви Тихеметс (1964), народный писатель Эстонии Фридеберт Туглас (1967), яркий и напряженный живописец Юри Пальм (1973), Пээтер Улас, графика которого наполнена фантазией и мыслью (1973), Сильви Лийва (1975).

Терри свойственно "мягкое" отношение к модели, означающее для нее некое внутреннее созвучие личности портретируемого. В модели, как, например, в портрете "Аэт" (1972), художнице близки чистота и душевная красота, выражающие себя во внешнем облике натуры. Лицо красивой молодой женщины, его мягкие, слегка круглящиеся черты, собранные в пучок волосы открывают чистый лоб, легкий румянец на щеках, взгляд из-под полуприкрытых век — вниз, чуть в сторону, погруженность в себя. Весь ее образ исполнен тонкой эмоциональности и душевной мягкости. Это портрет-состояние. Чутко улавливая душевную трепетность своей героини, Терри старается выразить это живописно — ее живопись свободна, легка, почти прозрачна и построена на теплых тонах разбельной зеленовато-охристой гаммы фона и розоватого оттенка цвета лица.

Портреты Терри традиционны. Как правило, они однофигурны и крупноплановы. Художница сосредоточивает свое внимание на лице модели, опуская детали фона или одежды; главное для нее — выразить состояние, а не физиономическая или антуражная точность. Эмоциональное звучание образа задается в первую очередь цветом — гармонией блеклых или интенсивных тонов.

Иногда в ее живописи появляются жанровые мотивы — "На концерте" (1961), "Ту у сказки" (1963), но близкие портретной характеристике.

Пейзажам Терри свойственна глубокая проникновенность. Как отмечают критики, "она постигает величие и красоту природы всем своим существом и передать это умеет так, что зритель верит". В работах художницы — благоговение перед природой; ее переживания многообразны. Пейзажи "В поле" (1965), "Океанская бухта" (1967), "Засушливый вечер" (1967), "Далекие горы" (1970) проникнуты романтическим духом. Таинственна "Чаща II" (1973). Печально-задумчив "Тростник" (1985), "музыкальностью" своего строя пробуждающий ассоциации с миром языческих представлений и чувствований. В блеклой гамме сиреневых, розовых, охристо-зеленых, серебристых цветов ощутимо влияние эстетики парижской школы.

Произведения Терри неоднократно экспонировались на всесоюзных выставках.

А.Самойлов
Сто памятных дат. Художественный календарь на 1991 год. М.: Советский художник, 1990.