18.11.2012

Премацци, Луиджи (1814-1891)

Луиджи (Людвиг Осипович) Премацци родился в Милане в 1814 году. Точная дата его приезда в Россию не установлена, но известно, что в 1848 году он был принят учителем рисования в дом княгини Изабеллы Гагариной. Двумя годами позднее, во время натурных зарисовок в Петергофе, художник обращает на себя внимание императора Николая Павловича и вскоре выполняет по его заказу два рисунка павильона "Озерки" в Александрии и серию из пятнадцати рисунков, представляющих кронштадтские военные укрепления. Так фактически начинается художническая карьера Премацци, одного из самых популярных при дворе и в высших аристократических кругах мастера.

Творчество Премацци известно в основном по акварельным рисункам. Отчасти именно благодаря ему в России входят в моду перспективные (или видописные) акварели. На родине, в миланской Академии художеств, Премацци изучал перспективную живопись у профессора Мильяра, и теперь, в работе акварелью, прекрасное знание воздушной и архитектурной перспективы позволяло художнику создавать великолепные по мастерству тщательного письма рисунки.

Интерес к видописи вполне соответствовал общей культурно-художественной атмосфере второй половины 19 века. Позитивистские устремления просвещенной части русского общества, интерес к истории, географии мира, страсть к путешествиям стимулируют заинтересованность художников и зрительской аудитории в непосредственно натурных зарисовках. Принципы объективного пейзажа определили во многом манеру авторов видописной акварели. Подчеркнутое внимание к деталям, вплоть до мельчайших, осознание самоценности изображаемого накладывают отпечаток на сам подход к живописи акварелью. Современное нам понимание специфики акварельного рисунка несколько не совпадает с представлениями об этой технике, бытовавшими в России второй половины прошлого века. Пренебрегая возможностями, которые дает природная текучесть водяных красок, их светопроницаемость и нежная фактура, художники-видописцы стремились, напротив, к предельной точности, строгой фиксированности контуров изображения, достоверности масштабов и четкости плановых построений.

Именно таковы работы Луиджи Премацци. Наиболее удачными среди них кажутся интерьерные акварели, которые во множестве воспроизводят покои и анфилады дворцов в Царском Селе, Алупке, внутренние виды Эрмитажа. Исполненные в характерной суховатой манере, рисунки Премацци с достоверностью топографической описи сообщают о мельчайших деталях архитектуры и убранства интерьеров.

За акварели "Вид китайской комнаты в Царском Селе" и "Виды дачи Новосильцова" художник избирается академиком (1854) и получает звание профессора "по перспективной акварельной живописи" (1861).

С 1854 года Премацци много путешествует, особенно по южным провинциям. В этот период среди его работ появляется много ландшафтных листов, посвященных природе и достопримечательностям Крыма, а позднее Кавказа, где художник прожил три года, выполняя заказы великого князя Михаила Николаевича.

Премацци — один из наиболее плодовитых акварелистов-видописцев. Десятки его акварелей украшали альбомы членов императорской фамилии и иных знатных почитателей изящных искусств. Его произведения экспонировались на различных выставках — академических, передвижных и акварельных в России, в Вене, Париже, Лондоне.

Наряду со славой модного художника Премацци справедливо был известен как прекрасный педагог. Помимо многочисленных частных занятий, в 1865-67 годах Премацци дает уроки рисования акварелью в Павловском институте; в 1871-72 годах — в костюмных классах Академии художеств; преподает акварельную и декоративную живопись в училище технического рисования барона Штиглица.

Его рисовальную школу прошли многие известные русские художники-живописцы, и практически все молодые члены образованного в 1880 году Императорского общества акварелистов, одним из идейных организаторов которого был сам Л.О.Премацци.

Е.Кучер
Сто памятных дат. Художественный календарь на 1991 год. М.: Советский художник, 1990.