19.11.2012

де Витте, Эммануэль (1617-1691/92)

Эмануэль де Витте — художник оригинального дарования, непрестанного творческого поиска, ведущий мастер голландской живописи второй половины 17 века, человек трагической одинокой судьбы.

Де Витте родился в Алкмаре в семье школьного учителя. Он получил хорошее общее образование, а выучку живописца прошел в родном городе у Цезаря ван Эвердингена, мастера классицизирующих мифологических и религиозных композиций. В ранних работах де Витте, выдержанных в духе учителя, почти ничто не выдает будущего замечательного самобытного художника.

Найти себя, определить собственный путь в искусстве Эмануэлю де Витте помогла творческая атмосфера художественной жизни Делфта, куда он переехал в 1640-х годах. Делфтская живописная школа — самая поэтичная в голландском искусстве 17 века; ее лицо определило творчество Кареля Фабрициуса, Питера де Хоха, Яна Вермеера Делфтского. Общим для искусства этих разных художников являлось внимание к пластическим ценностям живописи, стремление воплотить поэтическое переживание действительности через передачу освещения, определяющего эмоциональный строй картины, в то время как значение литературной подосновы, сюжета было минимальным. В этом направлении, отвечающем его индивидуальным склонностям, развивалось и творчество де Витте.

В делфтский период определился один из главных жанров искусства художника — архитектурная картина. Возможно, де Витте увлекся изображением церковных интерьеров под влиянием делфтских художников Хоукгеста, ван Влита, культивировавших этот вид живописи. Но трактовал он его иначе. Задача живописцев этого жанра традиционно заключалась в создании точного портрета определенного здания. Однако де Витте стремится к воплощению особого поэтического значительного настроения, какое возникает в церковном интерьере, поэтому художник смело допускает отступления от топографии. Массивные объемы сводов и столбов создают ясную архитектонику картин. Ракурсная точка зрения на фрагмент интерьера позволяет достичь большей концентрированности, сгущенности образа и одновременно развернуть сложную, динамичную игру света и теней. Церковные интерьеры де Витте рождают музыкальные ассоциации: ритм архитектуры, динамика пространственных зон, живописные аккорды света и теней вызывают в памяти величественное полифоничное звучание баховского органа. Одухотворенная среда архитектурного пространства объединяет прихожан. Не отдельные фигурки, оживляющие интерьер, — в картинах де Витте мы сталкиваемся с людской толпой, сплоченной одним эмоциональным порывом, приподнимающим чувства людей над прозаическим течением жизни.

Эти особенности определились уже на ранней стадии разработки темы ("Старая церковь в Делфте", 1651, Лондон, коллекция Уоллес), но по-настоящему реализовались в работах 1660-70-х годов, созданных в период творческого расцвета мастера ("Протестантская готическая церковь", 1669, Амстердам, Рейксмузеум; "Старая церковь в Амстердаме", ок. 1660, Лондон, собрание Александр).

Состоятельным преуспевающим художником Эмануэль де Витте приезжает в 1654 году в Амстердам, где его картины уже получили известность. И здесь в творчестве художника происходит неожиданный поворот: как будто не удовлетворяясь найденным, он обращается к новой теме — изображению "рынков", начиная опять заново весь путь от условной иконографической схемы к новому типу композиции. Если церковные интерьеры де Витте имеют аналогии в голландской живописи, то его "рынки" уникальны; это одно из ярких, своеобразных явлений в голландской живописи второй половины 17 века. В картинах, передающих сцены рыночной жизни, художник преодолевает характерную для голландского искусства строгую разграниченность жанров, они представляют сложное соединение бытового жанра, пейзажа, натюрморта, даже портрета (в картине "Новый рыбный рынок в Амстердаме", 1662-63, Нью-Йорк, частное собрание, художник изобразил в качестве покупательницы заказчицу и ее дочь).

Одной из вершин творчества художника является картина московского Музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина "Рынок в порту" (конец 1660-х). Благодаря тому, что главная фигура переднего плана — покупательница повернута к зрителю спиной и также удаляющимися от нас показаны чуть дальше две мужские фигуры, возникает движение в глубину, к просторной площади, где перед зданиями ведет торг шумная толпа, и еще дальше, к башне маяка и парусам судов, за которыми угадываются морские дали. Единичный эпизод включается в общий поток жизни, пейзаж воспринимается естественной средой обитания человека, а вся картина в целом воссоздает образ городской жизни во всей ее сложной динамике и в то же время в обобщенном единстве. Последнему в немалой степени способствует строгий колорит картины, построенный на сочетании изумрудно-зеленого, черного, серого и белого, и лапидарные, энергичные контрасты света и теней. Яркое солнце, прорвавшееся сквозь облака, высветило отдельные фигуры и детали, ослепительной белизной вспыхнуло на шейном платке и меховой опушке костюма дамы, придало пейзажу пленэрную свежесть.

Архитектурные интерьеры и рынки — эти столь различные по изобразительным мотивам произведения — объединены в творчестве де Витте одной темой. В центре внимания мастера — человек общественный: в церкви, на улице, на бирже ("Амстердамская биржа", Роттердам, контора ван ден Форм), в картинах художника есть ощущение массы народа. Художник открыл тему общественной жизни человека в голландском искусстве, где до него в картинах Т.Терборха, Г.Метсю, П.де Хоха мы становились свидетелями лишь частной жизни горожанина, протекающей в тихих, уютных интерьерах бюргерских домов.

Сильными сторонами дарования Эмануэля де Витте были глубина эмоционального переживания, воображения, сила пластического живописного обобщения. Однако достоинства произведений художника, демократические идеалы его искусства решительно разошлись с утверждающимися в середине 17 века новыми эстетическими вкусами бюргерства. Буржуазия стремится подражать аристократии, поощряет декоративную, идеализирующую живопись. Картины художника перестают покупать, они падают в цене. (Достаточно вспомнить, что в те же годы жертвой аналогичного конфликта становятся Рембрандт, Я.ван Рейсдаль.) В 1658 году наступает крах, художник оказывается на грани разорения. Оставшиеся тридцать лет жизни полны тягот и лишения. Де Витте живет у торговцев картинами и за стол и жилье вынужден отдавать им даром свои произведения. Выгнанный хозяином зимой из дома, художник кончает жизнь самоубийством, повесившись на перилах моста.

Но поразительно: чем труднее складывались его житейские обстоятельства, тем более совершенными становились творения де Витте. Одним из самых просветленных образов создан художником в картине, передающей интерьер протестантской церкви, датированной 1685 годом (Ленинград, Эрмитаж).

В изменившем характер искусстве второй половины 17 века Эмануэль де Витте оставался последним представителем "золотого века" голландской живописи, сохраняющим ее реалистические, демократические идеалы.

Н.Маркова
Сто памятных дат. Художественный календарь на 1991 год. М.: Советский художник, 1990.