19.11.2012

Вуэ, Симон (1590-1649)

На протяжении двух столетий Симон Вуэ считался одним из классиков французской живописи. Его произведения почти в равной степени с произведениями Пуссена служили образцом для последующих поколений французских художников академического типа, творчество Вуэ ставилось в пример. В 20 веке оценка творчества Вуэ кардинально изменилась, к художнику стали относиться с пренебрежением, называя его эклектиком и отказывая во всякой оригинальности. Но творческие интересы и возможности художника были исключительно разнообразны, и во многом благодаря деятельности Вуэ и его школы художественная жизнь во Франции получила размах и масштабность.

С. Вуэ родился в семье художника и поэтому рано приобрел первые навыки в искусстве живописи. По свидетельствам биографов, он уже в возрасте 14 лет предпринял поездку в Англию, чтобы написать там портрет знатной французской дамы, а в 1611 году Вуэ сопровождает французского посла в Константинополь. Однако живописная манера Вуэ окончательно сформировалась в Италии, где он провел около 14 лет.

В 1613 году Вуэ прибывает в Венецию, а на следующий год переезжает в Рим, который был тогда главным центром европейской художественной жизни и притягивал живописцев разных национальностей.

В римский период Вуэ находился сначала под большим влиянием творчества Караваджо, что хорошо заметно в самой ранней из сохранившихся работ художника — картине "Рождество богоматери" в церкви Сан Франческо а Рипа с характерными для караваджистской манеры резкими контрастами светотени. Эффектное, умелое владение светотенью С. Вуэ сохранит на протяжении всей своей творческой карьеры. Но уже в этой ранней картине Вуэ в отличие от великого Караваджо безразличен к существу сюжета. Для него важнее эффектное построение, пышность и динамизм композиции, богатство драпировок. Вуэ, довольно быстро отойдя от караваджистской традиции, попал под влияние болонского академизма, особенно живописи Г. Рени и Дж. Ланфранко. Художник идет по пути своеобразного компромисса, создавая композиции по образцам итальянского "большого стиля", но используя также отдельные приемы караваджизма.

В Риме Вуэ приобрел солидную репутацию в художественных кругах. Он пользовался уважением знаменитого итальянского поэта Марино, его творчество ценили кардинал Барберини и сам папа Урбан VIII, по заказам которого работал художник. В 1624 году С. Вуэ был избран президентом римской Академии Св. Луки.

В 1627 году в судьбе Вуэ происходит решительный перелом: его приглашают ко двору Людовика XIII. И с этого момента, получив специально для него созданное почетное звание "первого живописца короля", С. Вуэ становится излюбленным официальным художником Франции. Вуэ исполняет значительные декоративные работы во дворцах Лувр, Люксембург, Сен-Жермен, пишет картины самых разных жанров. Король Людовик XIII брал у него уроки рисования и любил смотреть, как он работает. Лишь пребывание в Париже великого Пуссена слегка поколебало его почти двадцатилетнюю монополию в художественной жизни Парижа.

Вуэ был призван во Францию, чтобы возглавить французскую художественную школу, поднять ее значение и авторитет в Европе. И он прекрасно справился с этой задачей, направив всю свою незаурядную активность на создание парадного искусства французской монархии. Влияние Вуэ на французскую живопись было очень значительным. Художник был наделен счастливой способностью браться за разрешение задач самого разного рода, его дарование было необычайно гибким. У Вуэ была безграничная вера в себя, работал он быстро и легко. Кроме того, Вуэ удалось вдохновить целое поколение талантливых учеников, которые по-своему продолжили его путь. Судя по всему, он был прекрасным педагогом, через мастерскую Вуэ прошли такие художники, как Ф. Перрье, Э. Лесюэр, П. Миньяр, наконец Ш. Лебрен, будущий глава французской художественной школы при дворе Людовика XIV.

В Париже Вуэ занимается в основном исполнением заказов на большие алтарные картины для различных парижских церквей и монастырей. Пожалуй, самая известная из работ такого рода — картина "Принесение во храм", заказанная в 1641 году всесильным герцогом Ришелье (сейчас — Париж, Лувр). Произведение отличает типичная для барокко композиция с подчеркнутой диагональю, уравновешенная вертикальными линиями архитектуры. Цвет, как всегда в полотнах Вуэ, яркий и холодный. В подобных композициях мастер близок болонскому академизму.

В это же время Вуэ пробует свои силы в картинах на мифологические и аллегорические сюжеты, которые являются наиболее оригинальной и привлекательной для нас частью его наследия. Особенно много аллегорических панно Вуэ исполнил для украшения королевских дворцов. К их числу относится известная серия декоративных панно, хранящихся теперь в Лувре. В этих работах Вуэ гораздо свободнее в трактовке света и цвета, он обращается к наследию венецианской школы, и его светлые, холодные краски иногда напоминают палитру Веронезе.

Конечно, живопись Вуэ можно назвать эклектичной, поскольку художник с легкостью черпает из самых разных источников. Но почему в таком случае манера этого так называемого эклектика, особенно в аллегорических и мифологических картинах, так легко узнаваема? Эффектное, энергичное противопоставление светлых и темных масс, единый мощный круговой ритм, который пронизывает композицию, обилие вздымающихся пышных драпировок, тяжеловатые "атлетические" пропорции фигур, их характерные маньеристические силуэты, прихотливые позы и повороты, грациозная линейная стилизация (особенно хороши склоненные женские профили с удлиненным, чуть вздернутым носом и изящно изогнутые кисти рук), клубящиеся облака, которые словно разбивают четкие линии архитектуры, — все это своеобразные приметы манеры Вуэ, которую не спутаешь ни с какой другой.

Кроме того, Вуэ был наделен способностью менять манеру своего письма в зависимости от поставленной перед собой задачи, иногда художник предстает перед нами с неожиданной стороны. Так, в последнее десятилетие историки искусства приписали кисти Вуэ целый ряд великолепных портретов, изображающих не знатных и высокопоставленных персонажей, но людей, как мы бы теперь сказали, "богемного" склада. Портреты написаны в очень свободной и живописной манере и свидетельствуют о том, что Вуэ хорошо усвоил уроки венецианского колоризма. Французская художественная школа всегда славилась замечательными портретистами, и Вуэ занимает теперь среди них достойное место.

Однако самый значительный вклад С. Вуэ внес в декоративную живопись своей эпохи. Художник ввел во французской школе характерный для итальянского барокко тип иллюзионистической декорации и положил начало традиции, которая господствовала во Франции почти целое столетие. Самый известный из декоративных ансамблей Вуэ — фрески в отеле Сегье (1638-40), где художник выполнил росписи капеллы, библиотеки и нижней галереи. Не сохранившаяся фреска в капелле отеля Сегье на сюжет "Поклонение волхвов" изображала парадную процессию, фигуры были расположены в виде своеобразного фриза по краю свода, так что создавалось впечатление, что они стоят прямо на карнизе. К сожалению, все декоративные работы Вуэ постигла печальная судьба — с течением времени они погибли и известны теперь лишь по гравюрам. Однако нельзя забывать о том, что в истории декоративной живописи Франции росписи Вуэ — необходимое связующее звено, занимающее место между росписями школы Фонтенбло и декоративными ансамблями Лебрена.

В поздний период Вуэ был настолько занят заказами, что это стало сказываться на качестве его живописи. Он часто впадал в схематизм, а краски утратили свою прежнюю силу, что объяснялось и возросшим участием мастерской в исполнении заказов. Однако эти поздние работы Вуэ не должны заслонять от нас его творческих достижений — исполненных патетики и поэтичности мифологических и аллегорических картин, великолепных портретов, масштабных декоративных росписей.

Е.Шарнова
Сто памятных дат. Художественный календарь на 1990 год. М.: Советский художник, 1989.