19.11.2012

Нечитайло, Василий Кириллович (1915-1980)

Василий Кириллович Нечитайло, народный художник, член-корреспондент Академии художеств СССР, лауреат Государственной премии им. И. Е. Репина, родился и провел детство в селе Воронцово-Николаевском Ростовской области. Рисованием будущий художник начинает интересоваться еще, учась в школе и в 1931 году поступает на оформительское отделение Краснодарского художественно-педагогического техникума. Окончив учебу, Нечитайло в числе лучших выпускников премируется двухнедельной поездкой в Москву. Эта поездка и определила судьбу молодого Василия Нечитайло.

Познакомившись с художественной жизнью столицы, участвуя в творческих встречах молодежи с такими известными художниками, как Г. М. Шегаль и И. И. Машков, Нечитайло решил продолжить художественное образование и в том же году поступил на подготовительное отделение Московского института изобразительных искусств, а в следующем, 1936 году набиравший группу студентов С. В. Герасимов принял его в свою мастерскую сразу на второй курс.

Учеба в институте шла успешно до июля 1941 года, когда Нечитайло добровольно вступает в 18-ю дивизию Народного ополчения. Зимой 1941 года по решению правительства институт эвакуируется в Самарканд, и бывшие студенты-дипломники приказом отзываются с фронта для завершения образования. Вновь на фронт Нечитайло попадает уже в 1944 году.

С войсками Украинского фронта он идет на Запад через разоренные земли Украины, через Венгрию и Румынию, и везде живые впечатления художника воплощаются в эскизы, наброски и рисунки, ставшие впоследствии материалом для многих его картин ("Кубанские казаки в Румынии", "В партизанский отряд" и др.).

Пятидесятые, послевоенные, годы были для Нечитайло наиболее плодотворным творческим периодом. В это время формируется и окончательно утверждается народная тема его живописи, определяется основной на все последующее десятилетие жанр — психологический портрет, часто с элементами жанровой картины. Особенно привлекательны и выразительны созданные им в этот период женские портреты, такие как "Кубанская колхозница" (1957), "Любочка-почтальон" (1958-59), "По воду" (1957). Внутренняя сила, энергия здоровой нравственно и физически натуры — черты, общие для всех женских образов этого цикла, и эти черты неизменно привлекают внимание художника.

Понимание цвета и умение цветом обозначить эмоциональное и композиционное построение каждого отдельного полотна характеризуют метод Нечитайло на протяжении всего его творческого пути. В произведениях, созданных им в пятидесятые годы, цветовые решения, используемые художником в цикле пленэрных портретов, особенно легки и светоносны. Работая над полотнами серии "Колхозная молодежь", Нечитайло часто использует контражур, художественный прием, при котором источник освещения (здесь почти всегда солнечный свет) находится позади модели, как бы обрамляя ее силуэт светящимся контуром. Этот прием, достаточно сложный в живописном отношении, создает на полотнах атмосферу тепла и жизнерадостности, подчеркивает приподнятость настроения портретируемых. Персонажи этих портретов различны по своим характерам, но их роднит тональность достоверности и дружественности, общая для всех работ, созданных Нечитайло в эти годы.

Тяготение к героической масштабности, характеризующее советское изобразительное искусство 1960-х годов, нашло отражение в творчестве и авторских поисках Нечитайло. Работая в традиционной для советской послевоенной живописи "герасимовской" манере, художник создает ряд монументальных тематических полотен. Первые из них — "На Красной площади" (1961-64) и "Хлеб Родине" (1964-67). Эпическое и одновременно лирико-психологическое решение этих произведений — черта, ярко характеризующая художника в новом для него качестве мастера гражданственно-патриотической тематики, творчески подошедшего к выбору средств художественного выражения. "Художнику, решающему эту тему, непросто сказать свое новое слово в ней, — писал о картине "На Красной площади" Б. В. Иогансон. — Нечитайло это удалось. Он приковывает наше внимание к образу Ленина крепкой композицией, собравшей воедино вождя и народ, а главное, напряженным цветом и свежей живописью". В картине "Хлеб Родине" главными персонажами вновь выступают женщины-колхозницы, но как отличны они от светлых лирических образов на портретах, созданных в прежние годы. Здесь они предельно монументализированы, для чего художник придвигает фигуры близко к краю полотна и дает точку зрения чуть снизу. Это — кариатиды, держащие на своих плечах тяжесть забот о хлебе. В том же ключе героизации исторического прошлого страны, что и полотно "На Красной площади", решена картина "За власть Советов" (1967-70), материал к которой был собран художником во время поездок по местам боев дивизий Буденного и Думенко. Нечитайло предельно концентрирует эмоциональное напряжение картины. Ее пространство динамично, цвета сдержанны и экспрессивны одновременно. Художнику удивительно точно удается передать ощущение краткости мгновения, отделяющего бой завершенный от боя грядущего, и сосредоточенность переживающих это мгновение людей.

Границы того или иного жанра никогда не являлись непререкаемыми для Нечитайло, об этом говорят все его картины. Взаимопроникаемость в них портрета, героико-патриотической темы и жанровой картины давала художнику возможность создавать произведения оригинальные и монолитные при всей их формальной свободе. Эта смелость в разрешении сложных и многообразных творческих задач, искренняя увлеченность делом, жажда эксперимента и верность традициям — все это взятое вместе слагает портрет художника, дает представление о нем как мастере, оставившем заметный след в истории советского искусства.

Е.Кучер
Сто памятных дат. Художественный календарь на 1990 год. М.: Советский художник, 1989.