19.11.2012

Ланкре, Никола (1690-1743)

Произведения Никола Ланкре, одного из самых обаятельных и чарующих художников 18 столетия во Франции, долгое время путали с картинами А. Ватто. Но хотя значение творчества Ланкре умалялось при сравнении его с Ватто, который, действительно, оказал большое влияние на формирование его стиля, художник все-таки занимает свое, вполне достойное место среди мастеров того жанра, который получил в истории искусства наименование "галантного празднества".

Никола Ланкре прошел обучение сначала в мастерской художника П.Дюлена, затем, что особенно важно, у К.Жилло, который одновременно был и учителем Ватто. Жилло передал своим ученикам вкус к изображению современных сюжетов, а также театральных сцен, особенно сцен из итальянской комедии. Вероятно, Ланкре и Ватто познакомились именно в мастерской Жилло и были какое-то время дружны.

Ватто давал Ланкре советы, призывал его как можно больше работать с натуры, в частности писать с натуры пейзажи. И хотя дружба Ланкре с Ватто, неровный и неустойчивый характер которого отмечали биографы, оказалась недолгой, влияние творчества Ватто на Ланкре было длительным и плодотворным. Уже современники заметили, что Ланкре писал картины "во вкусе Ватто". Недаром и в Академию живописи Ланкре был принят как "художник галантных празднеств", то есть с той же самой характеристикой, что и Ватто.

В творчестве Ланкре жанр "галантного празднества" лишен того глубокого эмоционального подтекста, который отличает картины Ватто, его произведения гораздо доступнее и проще для понимания. "Галантное празднество" для Ланкре служит средством для отображения современных вкусов, нравов и типажей, пусть и переодетых в театральные костюмы и маски.

Сюжеты картин Ланкре нередко повторяются, их можно объединить в несколько групп. Чаще всего у него встречаются сюжеты типа "Общество в парке", "Пастораль", "Купание", "Ловцы птиц". Он обращается также к изображению театральных сцен, взятых из существовавших пьес и постановок современных драматургов, таких как Данкур или Мариво. Ланкре мог прямо ввести в картину то, что наблюдал на театральных подмостках — на картине из Эрмитажа мы видим изящную Камарго, танцующую на реальной сцене. Наконец Ланкре создает серии картин, изображающие "Времена года", олицетворения различных стихий, возрастов человека, разнообразные игры и развлечения.

Действие в картинах происходит в саду, в парке или, реже, в современном интерьере. Дамы и кавалеры, одетые в разнообразные костюмы — в пастухов и пастушек, в театральные или воображаемые наряды — предаются изящным занятиям и развлечениям. Герои картин, по существу, одни и те же. Какой бы костюм ни выбрал для них художник, мы видим нравы и вкусы парижского общества — блестящего общества эпохи Регентства и начала правления Людовика XV. Все герои Ланкре играют какую-либо роль, все в его картинах театрально — костюм, типаж, ситуация, атмосфера, пейзаж. Так было и в обществе той эпохи, где каждый играл роль, все равно в театре или в жизни, где царил дух театра и маскарада.

Ланкре шел в ногу со своим веком и в какой-то степени сам участвовал в формировании вкуса и стиля времени. Художники его поколения стремились уйти от возвышенного, репрезентативного искусства, характерного для эпохи правления Людовика XIV, к искусству камерному, более непосредственному и соизмеримому с человеком. Ланкре хотел и умел понравиться, он пользовался постоянной любовью широкой публики и самых взыскательных знатоков. Гибкость таланта Ланкре объясняется именно его желанием нравиться.

В самом деле, художник писал и картины малого формата, подходящие для маленьких интимных комнат парижских особняков 18 века, и достаточно большие декоративные панно. Умел приспосабливать манеру письма к выбранному формату — от тщательной и тонкой в небольших полотнах до более широкой и свободной. Он с готовностью повторял те картины, которые особенно пришлись по душе парижской публике, делал уменьшенные реплики, многочисленные серии картин. С произведений Ланкре выполнено множество гравюр, что также свидетельствует о его широком успехе. К тому же мастер был очень трудолюбив и, как многие современные художники, отличался практицизмом и умело пользовался плодами своей популярности.

Любая картина кисти Ланкре декоративна и может быть воспринята как украшение для салона, столовой или будуара. Все особенности стиля мастера: изящные удлиненные фигурки персонажей, кукольность лиц, орнаментальность в трактовке пейзажа, пикантная аранжировка красочных пятен — говорят о том, что перед нами блестящий декоратор. Художник привык все украшать, сообщать каждой позе и жесту приятное выражение, каждой улыбке оттенок очарования. В музеях даже лучшие его картины как-то увядают, настоящее их место на стенах тех дворцов и особняков, для которых они и создавались.

Недаром Ланкре успешно сотрудничал с архитекторами и мастерами прикладного искусства. Искусство в ту эпоху сближалось с бытом, и сам Ланкре мог выполнить живописное украшение не только для салона, но и для шелковой ширмы, каминного экрана, корпуса клавесина, веера, любой другой изящной безделушки. Таким образом художник мог целиком создавать среду и декор, в которых жили его современники. Как никто другой, он знал Париж и его обитателей, все многочисленные зрелища, развлечения и удовольствия столицы, именно поэтому Ланкре так точно воспроизводил стиль жизни своих современников в картинах.

Ланкре — своеобразный и тонкий живописец. Он прекрасно владел искусством строить группу фигур и объединять несколько групп в единое гармоническое целое. Причем группы в его произведениях объединяются скорее по декоративному, нежели по смысловому принципу. Позы и жесты фигур часто повторяются, но они всегда точны и естественны.

Колорит картин Ланкре — как правило, теплый, с мягкими переходами, его отличает общая золотистая тональность. Художник любит насыщенный красный цвет, нежно-голубые и розовые оттенки, иногда вводит акценты лимонной желтизны. Манера письма Ланкре — меткая, нервная, остроумная игра кистью, немало способствует обаянию картин.

В произведениях Ланкре действие чаще всего происходит в пейзаже, причем пейзажная среда созвучна героям, ее населяющим. И хотя художник пишет разные времена года, в его картинах царит вечное лето. На нежно-голубом небе с сероватыми облаками вырисовывается кудрявая, орнаментально трактованная листва деревьев, дали прозрачны, природа безмятежно прекрасна. Мастер любит изображать уединенные уголки парка, оживляемые журчанием ручья, с обилием цветов, особенно кустами цветущих роз, украшенные мраморными статуями. Именно в таких уголках мы видим прекрасных дам, непринужденно расположившихся прямо на траве или на садовой скамейке, как в картине из ГМИИ им. А. С. Пушкина "Дама в саду", или же купающихся в ручье, подобно нимфам. При всей условности пейзажа Ланкре, в его основе лежат реальные наблюдения над природой, свидетельство чему — множество рисунков, выполненных художником с натуры.

Роль Ланкре в развитии жанра "галантного празднества" велика. Он пережил своих учителей и соперников, поэтому влияние его было более длительным. Кроме того, Ланкре много сделал для распространения французского вкуса в Европе. В 18 веке его картины собирали не только парижские знатоки, но и Фридрих II, стремившийся воспроизвести во дворце Сан-Суси стиль жизни французского двора, русская императрица Екатерина II, английский аристократ сэр Ричард Уоллес. Картины Ланкре до сих пор сохраняют свое хрупкое очарование, напоминая нам об одном из самых блестящих периодов в культуре Франции.

Е.Шарнова
Сто памятных дат. Художественный календарь на 1990 год. М.: Советский художник, 1989.