19.11.2012

Бассано, Якопо (ок. 1515-1592)

Бассано в своем творчестве пережил смену многих художественных тенденций, по-своему преображая их. Будучи типичным представителем искусства венецианской Террафермы (такое название получила венецианская провинция), мастер живо реагировал на все новое, что происходило в живописи, и с немалой долей провинциальной наивности воплощал это в своих произведениях.

Якопо да Понте получил свое прозвище по месту рождения в городке Бассано дель Граппа, расположенном в долине реки Бренты у подножия Альп. Точная дата его рождения неизвестна. Один из первых биографов Бассано называет 1510 год, другие источники упоминают 1515 и 1517/18 годы.

Первые уроки живописи Якопо получил у своего отца Франческо да Понте. Благодаря ему же Якопо получил хорошее образование — отец был человеком большой культуры, увлекался философией и литературой. В "Бегстве в Египет", первой самостоятельной работе художника, написанной в 1534 году, проявились черты своеобразного таланта молодого мастера — непосредственность, искренность, тяготение к изображению конкретных жизненных явлений.

В 1535 году Бассано на несколько лет поселяется в Венеции и работает в мастерской Бонифацио Веронезе. Художника привлекает пышный быт города, его захватывает ощущение вечного праздника, столь характерное для жизни Венеции того времени. В венецианской живописи начинается возрождение традиций историко-религиозного жанра Беллини и Карпаччо. Якопо отдает им дань в цикле картин, написанных для Зала приемов Палаццо Пубблико в Бассано.

После 1540 года, когда умирает отец, Якопо окончательно переселяется в Бассано. В это время в его творчестве обнаруживается все более личностный подход к осмыслению классических ренессансных образцов, а часто и решительный отход от них. Самое значительное произведение этого периода — "Битва Самсона с филистимлянами" (Дрезденская галерея). В ней силен диссонанс между внешне гармоническими формами и внутренней патетикой, проявившийся в неожиданных и резких ракурсах.

Более удачные художественные решения находит Бассано в тех случаях, когда динамика композиции приходит в гармонию с эмоциональным строем произведения. Пример такого рода — прекрасное "Шествие на Голгофу" из музея Фитцуильям в Кембридже. Известно, что прототипом к картине послужила гравюра А. Венециано "Несение креста". Но образец для мастера — всего лишь толчок к созданию своего собственного поэтического мира.

Апофеоза движения и внутренней динамики достигает Бассано в "Мученичестве св. Екатерины" (Бассано, Городской музей).

В этот период были у художника и иные настроения и увлечения. Так, он создает замечательную серию пасторальных сцен — ив первую очередь "Поклонение пастухов" (Хемптон Корт) и "Троицу" (Ангарано, церковь Санта Тринита). Тут в полной мере перед нами предстает Бассано-лирик, воспринимающий природу в ее тихой поэтичной красоте. Именно природа венецианской Террафермы становится главным героем его картин. Простые крестьянские постройки, окруженные густой листвой деревьев, берег реки, уводящий взгляд в подернутую синей дымкой даль. Да и персонажи картин — это деревенские типы, которых все чаще и чаще начинает изображать художник.

В картине "Тайная вечеря" (Рим, галерея Боргезе) Якопо переносит действие в крестьянскую среду. Поражает правдивость, с которой художник пишет апостолов-крестьян, их загорелые лица и мускулистые руки. В этом смысле картина представляет собой кульминационный момент творческого развития мастера. Нигде в последующих произведениях Бассано не будет столь близок реальной жизни. Пожалуй, еще только великолепное "Поклонение пастухов", написанное около 1548 года (Каракас, коллекция Джусти), гармонически сочетает в себе полноту реализма и поразительную одухотворенность образов. После этого Бассано, увлеченный, как почти все итальянские художники того времени, маньеристическими влияниями, будет двигаться по пути внутреннего надлома, субъективных исканий, преувеличенной экспрессии.

1550-е годы были переломными для многих художников Италии — достаточно назвать имена Тинторетто, Веронезе, Тициана. Сущность этого перелома заключалась в первую очередь в утрате того гармоничного мировоззрения, которое было создано эпохой Возрождения.

"Казнь Иоанна Крестителя" (около 1550, Копенгаген, Королевская галерея) стала воплощением маньеристических исканий Бассано. Спиритуализация образа достигла предела. Формы искажены. Движение лишено реальности и служит выражением неких внутренних сил. Изощренность поз, удлиненность пропорций, условность колорита, переходящего от зеленовато-фиолетовых к оранжево-желтым тонам — все это четкие стилевые признаки маньеризма.

Несколько раз в 1550-е годы Бассано возвращается к своей любимой теме — "Поклонению пастухов", а в 1558 году создает картину "Иоанн Креститель в пустыне" (Бассано, Городской музей).

Следующее десятилетие (1560-е годы) проходит для Якопо Бассано под знаком возвращения к традициям венецианской живописи позднего Возрождения. Недаром посетивший в 1566 году Венецию Джордже Вазари говорит, что картины Бассано "высоко ценятся главным образом за изображение обыденных вещей и животных". И действительно, его "Пастораль" (Лугано, коллекция Тиссен) — одна из лучших картин художника. Бассано вновь достигает необычайной внутренней гармонии, заставляя вспоминать лучшие достижения венецианской живописи.

В 1570-е годы творческая активность Якопо Бассано возрастает. Он пишет огромные алтарные образы, украшает фресками капеллу дель Розарио в небольшой приходской церкви в Картильяно. В это время складывается особая форма его сотрудничества со старшим сыном Франческо, породившая столько споров в отношении авторства многих картин. Из мастерской Бассано выходят в основном большие многофигурные композиции, но художественное качество этих вещей значительно уступает тому, что делал художник в предыдущие годы. Правда, в последние годы учеными было открыто несколько небольших живописных произведений, принадлежащих кисти самого мастера. Они (например "Сусанна и старцы", 1585, Ним, музей) свидетельствуют о неустаревающем мастерстве живописца, о его верности на протяжении четырех десятилетий традициям венецианской живописи.

Е.Акимова
Сто памятных дат. Художественный календарь на 1990 год. М.: Советский художник, 1989.