19.11.2012

Цаплин, Дмитрий Филиппович (1890-1967)

Все, кто когда-либо писал об искусстве Дмитрия Филипповича Цаплина, единодушно отмечали, что его творчество так же ярко, необычно, самобытно, как сама его судьба. И действительно, необычайным был жизненный и творческий путь этого художника, родившегося в бедной крестьянской семье в Саратовской губернии и самостоятельно достигшего высоты искусства, внезапное и мощное явление которого не только поразило соотечественников, но и вызвало восторженные отзывы придирчивых критиков Парижа, Мадрида, Лондона.

Во внешних обстоятельствах его биографии — нищее крестьянское детство в семье, где он был четвертым из одиннадцати детей, солдатчина, голодная юность — не было ничего, что могло бы привлечь его к искусству. Ничего, кроме внутреннего стремления, сначала инстинктивного, а потом осознанного, познать красоту и величие жизни, научиться создавать их самому, своими руками. Талант художника помогал преодолеть все препятствия, которые ставила жизнь на его пути к достижению цели — стать профессиональным скульптором. Самостоятельно и безошибочно определив сферу приложения своих сил в искусстве скульптуры, он один, без учителей совершенствует свое врожденное чувство формы и материала, доводя его до степени высокого профессионального мастерства. В 1919 году Цаплин предпринимает первую и последнюю попытку получить систематическое художественное образование — поступает в Саратовские свободные художественные мастерские. Но попадает он туда уже сложившимся мастером, наделенным яркой индивидуальностью. Творческая зрелость Цаплина и своеобразие его таланта резко отличали его от соучеников и, по-видимому, приводили в некоторое недоумение учителей. И. В. Лещенко, первый биограф Цаплина, написавший в 1936 году статью о его жизни и творчестве, отмечает: "По признанию самого Цаплина, в школе он чувствовал себя ужасно одиноким: он не понимал учителей и того, зачем нужно ему было рисовать греческие фрески, а профессора не понимали ученика и того, что, собственно, нужно ему от искусства".

Главное, чем привлекает к себе искусство Цаплина уже в первых, ставших известными работах, — это чувство материала, столь важное для скульптуры. Речь идет не только и не столько об умении распознать природные свойства дерева или камня, точно использовать их фактуру, сколько о подходе к материалу вообще. Цаплина отличает способность работать с материалом не на основе подчинения его своей идее, что было традиционным, не на насилии над ним, но на основе как бы сотворчества. Умение почувствовать, увидеть в стволе дерева или каменном блоке "живущий" в нем образ, стремление высвободить его, помочь ему родиться характерны для Цаплина.

С самого начала его излюбленными материалами становятся дерево и камень. Подобно язычнику, поклоняющемуся силам природы, Цаплин остро и точно чувствует дух материала, его образ, а профессиональное мастерство обогащает этот образ, одухотворяет его, выводя тем самым на более высокий духовный рубеж. Так, в ранней работе "Песнь весны" воссоединяются в единый, органичный образный сплав символ души дерева и тема материнства. В этом смысле на раннем этапе творчества Цаплин впрямую соприкасается с символизмом. Но в противовес символистам-классикам, стремящимся выразить человеческие переживания в закодированных знаках, он раскрывает символ, насыщает его глубоким идейным и духовным содержанием, возводя до уровня человеческих переживаний.

Это свойство сопутствует творчеству Цаплина на всем его протяжении. В 1920-е годы, когда жизнь начинает требовать от художников более конкретных связей с запросами массового зрителя, Цаплин умеет органично соединить внешнюю простоту и конкретность темы с многослойной содержательностью образа, как, например, в скульптуре "Грузчик" (1924-27, дерево), принесшей впоследствии ее автору международную известность. Цаплинский "Грузчик", несущий возложенную на него тяжесть, ассоциируется с самим деревом, сгибающимся под массой своей кроны, но упруго сопротивляющимся ей. Подчиняя сюжетный замысел живой форме дерева, Цаплин как бы высвобождает из древесного ствола заведомо заключенный в нем образ. Напряженный скульптурный объем и лаконизм обобщенной формы подобны обманчивой статичности скульптуры древнегреческой архаики, несущей в себе тем не менее огромный динамический заряд. Благодаря монументальности пластического решения образ грузчика приобретает черты всеобщности, становясь символом труда вообще.

Монументальность, обобщающий смысл присущи произведениям Цаплина независимо от их жанра. Характерен в этом отношении "Портрет отца художника" (1932, камень, ГТГ). Предельно плотные объемы, снова как бы высвобожденные из блока камня, сохраняют цельность этого монолита. Портрет конкретного человека становится обобщающим образом народной силы и мудрости.

Сочетание первозданной свежести и силы видения с высокой врожденной культурой осмысления и столь же высоким профессионализмом свойственно и заведомо символическим по замыслу образам Цаплина, таким как "Мыслитель" (1932-34, камень), и, что особенно знаменательно, произведениям анималистического жанра, который в традиционном представлении наименее адекватен высокому образному пафосу.

В мае 1935 года лондонский журнал "Лефт ревю" писал: "...Эта небольшая и нерекламированная выставка в своем роде делает историю. Она отмечает... шаг вперед в нашем представлении о том, чем будет социалистическое искусство... это то, о чем могут только мечтать скульпторы пяти шестых частей света... Цаплин нашел выражение для социалистической жизни, и оно хорошо..."

Речь идет о персональной выставке Цаплина в одной из лондонских галерей, явившейся кульминационным завершением пребывания художника за границей, куда он был направлен в 1927 году А. В. Луначарским для совершенствования своего мастерства. Первые годы он жил в Па-

риже, где ему приходилось встречаться со своими великими современниками, такими как Пикассо, Цадкин и др. Позднее вместе с семьей Цаплин переезжает в Испанию, живет на острове Мальорка. Все время пребывания за границей Цаплин активно и плодотворно работает. Он выставляет свои произведения в Париже, на Мальорке, в Барселоне, в Мадриде, наконец, в Лондоне, куда переезжает в 1935 году, незадолго до возвращения на Родину. В этот период им были созданы, кроме уже упомянутых, такие работы, как "Буденновец", "Рабочий", произведения анималистического жанра — "Нахохлившаяся птица", "Львица", "Голова пантеры", "Крадущийся тигр", "Слон" и многие другие, появление которых на выставках неизменно вызывало шумный успех и восторженные отклики. Несмотря на большой спрос, которым пользовались произведения Цаплина, он не продавал их за рубежом, считая себя обязанным все их вернуть России.

По возвращении на Родину в 1935 году он активно включается в художественную жизнь. В частности, он создает целый ряд произведений портретного жанра. Его героями становятся Чкалов и Жолио-Кюри, Шаляпин и Маяковский, Горький и другие деятели науки, культуры и искусства. Он работает над образом В. И. Ленина, над темой космоса, создает проекты памятников, обращается к монументально-декоративной скульптуре.

Все долгие годы, проведенные за границей, Цаплин ощущал духовную и гражданскую связь со своей Родиной. Именно потому произведения, созданные за рубежом, были и остаются органической частью советской художественной культуры. На всех ретроспективных выставках советского изобразительного искусства представлены работы Цаплина, остающегося одним из самых ярких и своеобразных явлений в его истории.

О.Яблонская
Сто памятных дат. Художественный календарь на 1990 год. М.: Советский художник, 1989.