Модоров, Федор Александрович (1890-1967)
Федор Александрович Модоров — выходец из семьи потомственных богомазов в Мстере. По окончании иконописной школы Модоров в 1906 году поступает вольнослушателем в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, а затем в Казанскую художественную школу, считавшуюся одной из лучших в провинции. По советам учителей молодой художник решает продолжить занятия живописью и успешно сдает экзамены в петербургскую Академию художеств. С самого начала учения судьба сводила Модорова с замечательными педагогами. В иконописной мстерской школе преподавали Н. П. Кондаков и археолог В. Г. Георгиевский; в Казани среди прочих учителей работали Н.И.Фешин и П.П. Беньков. В Петербурге же Модоров учится в мастерской В.Е.Маковского.
Окончив Академию, художник едет в Мстеру, а в 1923 году, будучи назначен заведующим художественной частью Первой Всероссийской сельскохозяйственной выставки, вновь приезжает в Москву.
В 1922 году в столице организуется художественный союз реалистического направления, объединивший молодых художников, которые новаторство своего искусства видели в первую очередь в том, чтобы дать реализму новые темы и, сохранив традиционный формальный метод, внести в современную живопись героическое звучание революционной эпохи, изображая быт народов страны, его борьбу и его героев. Лозунгами этого объединения, названного Ассоциацией художников революционной России, были "Искусство в массы" и "Героический реализм". Уже в начале 1920-х годов АХРР заявляет о себе рядом тематических выставок, прошедших под девизами "Жизнь и быт рабочих" (1922), "Уголок Ленина" (1923), "Жизнь и быт Красной Армии" (1923), "Революция, быт и труд" (1924-25).
В 1924 году на выставках АХРР появляются работы Ф.А.Модорова, вступившего в Ассоциацию и ставшего вскоре одним из наиболее активных ее членов. В 1926 году на выставку "Жизнь и быт народов СССР" художник представляет полотна "Ненецкий волисполком. Колва" и "Ненец", созданные во время поездки в Коми АССР и Ненецкий национальный округ.
Начиная с 1925 года АХРР командирует своих художников в различные районы страны, в деревню, на заводы, на стройки. Модоров едет в Азербайджан, потом на Урал. В тогдашнем центре нефтяной промышленности страны — Баку и в других городах республики художник пишет много эскизов, делает зарисовки. Здесь Модоров впервые обращается к индустриальному пейзажу, популярному в это время жанру. Так были написаны "Завод Гревер" (1929), "Новая керосиновая установка" (1927). Продолжая работу в этом же жанре, художник пишет заводы и фабрики Челябинска и Свердловска, строительство Магнитогорска. Пейзажами "На стройке Магнитки" (1931), "Челябинский тракторный" (1932) автор стремится создать панораму советской индустрии современных ему лет. Наряду с изображением промышленных предприятий и строек, Модоров обращается к теме деревенского труда и быта. В Азербайджане им были написаны картины "Встреча посевной" (1933), "Ковроткачество" (1930), на Урале — жанровая картина "Первый трактор на полях Башкирии" (1933).
Жанровая живопись всегда привлекала Модорова. Практически во всех его картинах присутствует элемент сюжета. Таковы "Портрет матери художника за самоваром" (1934), "Комсомольская бригада штукатурщиц" (1932). Эти работы сродни распространенным в живописи 1920-х годов типическим портретам.
В собственно жанровой живописи Модорова большое место занимают картины на историко-революционную тему ("Ходоки у В.И.Ленина", 1947; "Герои Цервой Конной") и полотна, посвященные Великой Отечественной войне. В военное время, а также в первые послевоенные годы художник работает над созданием галереи портретов героев-воинов и участников партизанского движения.
На протяжении всей жизни Модоров помимо деятельности живописца вел активную общественную и административно-педагогическую работу. В 1918 году по окончании Академии художеств Модоров работал в Мстере над организацией волостного совета рабочих и крестьянских депутатов, позднее был избран председателем мстерского исполкома, создавал школу-коммуну и художественно-промышленный техникум. Руководя в течение пяти лет этими учебными заведениями, Модоров активно ратует за образование в Мстере артели художников лаковой миниатюры.
Вскоре по приезду в Москву, в 1924 году художник назначен заведующим ФЗУ при Первой Образцовой типографии, готовившей печатников и литографов. Вместе с ним здесь преподавали С.В.Герасимов и М.В.Маторин.
В течение многих лет Ф.А.Модоров был профессором живописи в Московском институте кинематографии; с 1948 года — ректор Московского художественного института им. В.И.Сурикова, одновременно профессор, руководитель мастерской живописи.
В 1965 году за достижения в области изобразительного искусства и в связи с 75-летием Верховным Советом РСФСР Федору Александровичу Модорову было присвоено звание народного художника РСФСР.