Бартолоцци, Франческо (1727-1815)
С именем Франческо Бартолоцци обычно принято связывать виртуозную технику пунктирной гравюры, модной во второй половине века. Между тем он работал и в традиционной технике офорта, и в резцовой гравюре. Мастерство его дополнялось даром тонкого рисовальщика. Бартолоцци умел почувствовать национальные особенности и индивидуальный стиль других художников, что очень важно для профессионального гравера, который постоянно занят репродуцированием чужих произведений.
Бартолоцци, флорентиец по рождению, был сыном ювелира. Может быть, с этим обстоятельством как-то связан сам выбор профессии — гравирование по металлу. Обучение во флорентийской Академии, копирование античных образцов в Риме приучили Бартолоцци к классически уравновешенной композиции, к пониманию линии как формообразующего элемента, к четкому, легко читаемому силуэту.
Переехав в 1745 году в Венецию и поступив учеником к граверу и издателю Йозефу Вагнеру, Бартолоцци вскоре становится его помощником. Венеция в те годы была одним из центров книгопечатания, с которым всегда тесно было связано граверное дело. Широко распространившееся в 18 веке коллекционирование произведений искусства тоже служило стимулом для развития и совершенствования гравюры, которая часто ценилась не сама по себе, а как репродукционная техника, позволявшая иметь у себя изображения с известных оригиналов.
Во время пребывания в мастерской Вагнера Бартолоцци во множестве исполнял композиции на религиозные и светские сюжеты, книжные виньетки и т. д. в технике офорта и резцовой гравюры. Хорошая академическая школа рисунка, воспроизведение, возможно, под влиянием венецианской живописи, светотеневых эффектов, придающих гравюре живописность, и связанные с этим эксперименты в гравировальной технике выделяли листы Бартолоцци из всей продукции мастерской Вагнера. Успехи скоро позволили Бартолоцци начать самостоятельную деятельность. К 1751 году относятся первые подписанные им листы, на которых значилась и фамилия Вагнера — как учителя и издателя.
В 1752 году Бартолоцци иллюстрирует "Итальянскую литературу" М. Фоскарини. Он создает цикл гравированных портретов знаменитых венецианцев, изображенных в изящных медальонах с орнаментальным обрамлением. Интересны две сюиты гравюр на библейские сюжеты по картинам Пьяцетты (1756), в которых при изображении тела, стремясь к более тонким световым модуляциям, Бартолоцци применяет прием, близкий к пунктирной технике.
В 1764 году судьба гравера круто меняется. Работа над заказом по гравированию рисунков Гверчино привела его в Лондон. В серии из двенадцати листов Бартолоцци удалось так полно передать в офорте особенности рисунка пером, толщину линии, глубину тона, не говоря уже о точности самого рисунка, что это вызвало большой интерес у коллекционеров и знатоков. Вскоре художника приглашают переехать в Лондон и заняться репродуцированием королевской коллекции рисунков. Бартолоцци навсегда покидает Италию.
Художник работает главным образом для английских издателей и быстро приобретает известность. Он репродуцирует пунктиром портреты крупнейших английских художников — Рейнолдса, Лоуренса, Гейнсборо, композиции на античные темы Гамильтона, мифологические сцены Чиприани, фантастические сюжеты Фюсли. Много гравирует он и с картин Анжелики Кауфман, немецкой художницы, работавшей в те годы в Лондоне.
Именно репродуцирование работ Кауфман, отличавшихся тонкостью моделировок, потребовало еще более легкой, нежной техники, и Бартолоцци, гравируя, наносит изображение почти одними мельчайшими точками. Эта новая разновидность гравюры получила название "stipplework". Важно было и цветовое оформление листа. Бартолоцци любил печатать свои гравюры не черной краской, а серой, коричневатой или красноватой. Эти блеклые тона больше соответствовали изящным мотивам идиллически-сентиментальных композиций. Делал он и гравюры в несколько красок, которые особенно ценились.
Гравюры Бартолоцци пользовались таким большим спросом, что ему приходилось выполнять заказы и на так называемую мелкую графику, очень распространенную в то время, — он оформлял в пунктирной манере дипломы, пригласительные билеты, визитные карточки.
Слава Бартолоцци росла; в 1768 году он одним из первых зачислен в учрежденную тогда Королевскую Академию художеств. В его мастерской работало около 50 учеников и помощников, в том числе специально направленный туда пенсионер Российской Академии художеств Г. Скородумов, впоследствии ставший известным гравером в технике пунктира.
В 1801 году, в возрасте 74 лет, Бартолоцци принимает предложение португальского принца и переезжает в Лиссабон, где сначала преподает в Академии, а вскоре становится ее президентом.
Наследие Франческо Бартолоцци исчисляется более чем двумя с половиной тысячами гравированных листов. Его деятельность была тесно связана с характерным для европейского Просвещения вкусом к собиранию изящно оформленных изданий и произведений изобразительного искусства, в том числе и графики.