19.11.2012

Терлемезян, Фанос Погосович (1865-1941)

В истории искусства существует бесчисленное множество примеров, когда жизнь художника проходила вдали от родины, в обстановке постоянного трагического внутреннего противоречия, несовместимости мечты и действительности. Большая часть жизни Терлемезяна прошла в бесконечных скитаниях по городам Западной Европы и Америки. То обстоятельство, что художник, армянин по национальности, родился в Турции, с самого начала привнесло в его судьбу драматическую ноту. Рано испытав на себе тяжесть существования среди чужого народа, он становится участником национально-освободительного движения армян в Турции. В результате гонений, которым подвергались армяне в этой стране, он был вынужден покинуть родные места и переехать в Россию. Здесь Терлемезян поступает в школу Общества поощрения художеств при петербургской Академии (1895-97). Затем художник переезжает в Париж, где в 1904 году завершает свое образование в академии Р. Жюлиана. Здесь он овладевает навыками академической школы, становится вполне сформировавшимся мастером, но французская культура того времени, такая мощная и разнообразная, полная исканий и экспериментаторства, не затронула внутреннего мира художника.

Творчество Терлемезяна лежит в русле реалистических традиций армянской живописи 19 века. Преимущественно художник работает в жанре пейзажа и портрета.

В 1913 году он пишет одно из своих самых известных произведений — "Портрет Комитаса". В этой работе, может быть, с наибольшей полнотой выразились присущие его искусству национальные истоки. Об этом говорит не только выбор модели, но и праздничное многоцветие полотна. Любовь Востока к ярким краскам, смелым их сочетаниям, к некоей роскоши цвета проявилась в этой работе, которая перерастает жанр портрета. Она воспринимается нами как монументальное полотно, прославляющее красоту родной земли. И кувшин, и чаша, и ковер, а равно и сама природа, напоенная солнечным светом и воздухом, создают чисто восточный образ прекрасного и вечного единения человека с природой.

Его пейзаж "Вид горы Сипан с острова Ктуц" (1915) обладает монументальностью и эпической мощью. Но это не скомпонованный в целях этнографической "интересности" пейзаж, а взгляд на окружающую художника природу изнутри нее, с чувством слияния с ней.

В 1928 году художник возвращается в Армению. Несмотря на свой довольно преклонный возраст, он очень живо и деятельно включается в жизнь своего народа; перед ним открываются новые горизонты творчества. Терлемезян с большим интересом обращается к современным сюжетам жизни Армении.

Одним из первых среди армянских художников Терлемезян начинает работать в жанре индустриального пейзажа. Он становится для него тем открытием, тем средоточием новой гармонии, которую художник ощущает в окружающем мире.

Параллельно с работой в области индустриального пейзажа он создает цикл работ, посвященных истории своей страны. Хотя большая часть жизни художника прошла вне Армении, Терлемезян сохранил истинную и искреннюю привязанность к своему народу, к своей духовной родине. Признание художника армянским народом выразилось, в частности, в том, что наиболее известное в Армении художественное училище носит и поныне его имя.

О.Авилова
Сто памятных дат. Художественный календарь на 1990 год. М.: Советский художник, 1989.