19.11.2012

Корин, Алексей Михайлович (1865-1923)

Судьба художника Алексея Михайловича Корина по-своему драматична. Талантливый живописец, автор многочисленных портретов, пейзажей и жанровых композиций, член Товарищества передвижных художественных выставок и непременный участник экспозиций этого объединения с 1891 по 1922 год — он был со временем почти совсем забыт, и имя его лишь эпизодически появлялось в мемуарной литературе и специальных изданиях.

Сын палехского крестьянина-иконописца, он уже с детства работал под руководством отца, а в двенадцать лет был отдан в иконописную мастерскую. Позже Корин уезжает в Москву, где в 1884 году поступает в Училище живописи, ваяния и зодчества. Его учителями стали известные передвижники В. Е. Маковский и И. М. Прянишников.

Годы учения для будущего художника были нелегким испытанием на жизненную стойкость. Но тяжелые бытовые условия не помешали А. М. Корину в его профессиональном росте. Живописные и графические работы неизменно заслуживают высших оценок, и в 1889 году он заканчивает Училище, получив большую серебряную медаль за картину "Утро в монастырской келье".

Сразу после Училища начинается период активной творческой деятельности А. М. Корина. Он успешно участвует в выставках, побеждает в художественных конкурсах, получает высокие отзывы о своих картинах таких маститых ценителей искусства, как И.Е.Репин и В.В.Стасов. Его жанровую картину "Больной художник", показанную в 1892 году, приобретает для своей коллекции П.М.Третьяков. А в 1894 году художник становится членом Товарищества передвижных художественных выставок.

Картины А.М.Корина не отличаются глубиной тем, масштабностью исполнения. Однако в них всегда ощущается непосредственность восприятия жизни, выразительно используются живописно-пластические средства.

Персонажи коринских портретов — близкие, хорошо знакомые художнику люди, в облике которых он способен уловить легкие движения души, передать их настроение. Образы его героев внутренне подвижны, эмоционально насыщенны. Таковы, например, портреты художника Бакшеева (1888), скульптора Домогацкого (1890-е), Марии Кориной — дочери художника (1905). "Автопортрет", созданный мастером в 1915 году (ГТГ), — одно из лучших и глубоких произведений этого ряда.

Жанровые композиции Корина нередко обнаруживают прямую связь с его портретным творчеством. Персонажи бытовых картин — реальные люди из его окружения. Это коллекционер Н.В.Медынцев ("Меценат"), дед А.М.Корина ("За чайком"), жена ("Опять провалился"), дети ("Перед уходом в гимназию", "У открытого окна"). Герои представлены в привычных для художника, не раз наблюдавшихся им житейских ситуациях.

В более ранних бытовых полотнах Корина видятся своего рода "драматургический" эффект, сочиненность действия, рассчитанные на соответствующую реакцию зрителя ("Больной худоясник", 1892; "В отсутствии жены", 1893). Со временем понимание сюжета у Корина трансформируется, перестает быть самоцелью. Для таких картин, как "За чайком", "Окно" (1912), "С.С.Корина за глажением. Плес" (1898), "Увлекательное чтение (За книгой)" (1900), типично не столько внимание к происходящему, сколько стремление передать глубину душевного состояния, едва уловимые внутренние связи персонажей.

Характерное для многих полотен художника единство эмоциональной и пластической среды достигается тонким цветовым решением. Живопись Корина свидетельствует о богатстве его колористического видения, свободном владении кистью, уверенно выявляющей форму и пространство.

На развитие живописного мастерства Корина повлияла работа в пейзаже, к которой он непрерывно обращается с 1890-х годов. Работа на пленэре в Подмосковье и особенно поездки на этюды в знаменитый Плес значительно расширили палитру его полотен, сделали живопись более раскованной и светоносной. Небольшие по формату пейзажи Корина всегда лиричны по настроению, проникнуты тонким поэтическим ощущением природы ("Ранняя весна", 1890-е; "Сарай", 1900-е; "Пейзаж с церквушкой. Плес", 1890-е).

Современники одинаково положительно характеризовали работы Корина во всех жанрах живописи. П.В.Кузнецов, М.В.Нестеров и В.Н.Бакшеев видели в нем талантливого мастера портрета. Исследователь творчества художника В.М.Лобанов называл Корина-пейзажиста подлинным певцом русской природы. Высоко оценивались жанровые полотна художника и настенные росписи, выполненные им в Софии, в храме-памятнике Александра Невского, куда он был приглашен в начале 1910-х годов с группой русских художников.

А.М.Корин выдвинулся в число признанных мастеров своего поколения, снискал законный авторитет и уважение товарищей, завоевал симпатии воспитанников МУЖВЗ, преподавателем которого он был более двадцати лет (среди его учеников — А.Пластов, М.Сарьян).

И все же, несмотря на то что имя А.М.Корина часто отмечалось среди лучших, — первым ему стать не удалось. Жизнь его до последних лет оставалась суетной и, по-видимому, не давала его таланту раскрыться в полной мере. Необходимость обеспечивать семью, строительство деревенского дома, поездка во Францию — буквально все требовало средств. Жалованье преподавателя было скромным, и Корину почти всегда приходилось жить под гнетом заказов, отнимавших и время, и силы.

На протяжении последнего десятилетия жизни имя Корина все реже можно встретить в отзывах критики, хотя его работы продолжают регулярно экспонироваться, правда в меньшем числе.

После болезни, на время ухудшившей его зрение, художник все чаще уединяется в своем доме под Клином, ведет скромное хозяйство, занимается этюдами. Здесь он и завершает свой творческий и жизненный путь...

В 1981 году в Москве состоялась выставка произведений Алексея Михайловича Корина — первая за истекшие 45 лет и единственная по представительности экспозиции, собравшей его картины, рассеянные по многим музеям страны и частным коллекциям. Вновь возникший интерес к творчеству А.М.Корина, стремление к новому его осмыслению — свидетельство того, что искусство художника не забыто, а значит жизнь его прожита не зря.

А.Жуков
Сто памятных дат. Художественный календарь на 1990 год. М.: Советский художник, 1989.