19.11.2012

Рейтерн, Герхард фон (1794-1865)

Герхард фон Рейтерн, по рождению балтийский немец, по своим убеждениям русский патриот, как художник прошел немецкую школу. Его творчество, принадлежащее европейскому искусству бидермейера, является важным звеном в цепи русско-немецких культурных связей.

Рейтерн родился в фамильном имении Рёстхоф в Лифляндии (ныне территория Латвии). Рейтерны традиционно служили русской короне, поставляя двору военных и чиновников. Поэтому неудивительно, что, несмотря на уже в юности проявившиеся способности к рисованию, он был определен в военную службу, в лейб-гвардии гусарский полк. Молодой офицер принял участие в Отечественной войне 1812 года, а во время великой битвы под Лейпцигом был тяжело ранен в правую руку. Но все же Рейтерн, став адъютантом Барклая-де-Толли, дошел с русскими войсками до Парижа и только в 1819 году в чине гвардии ротмистра был уволен из армии. Судьба жестоко обошлась с молодым человеком, лишив правой руки. Но желание стать художником было столь велико, что, едва выйдя из лазарета, он пробует рисовать левой рукой. Неизвестно, чем бы окончились эти попытки, если бы не поддержка Гете. С ним Рейтерн познакомился еще в 1814 году. Они часто встречались, и Рейтерн показывал великому поэту свои опыты в рисунке и акварели. Гете неизменно поддерживал своего молодого друга, искренне восхищаясь его искусством. Путешествуя по Швейцарии и Италии, Рейтерн брал уроки рисунка и живописи. Собственно говоря, он никогда не переставал учиться, считая себя дилетантом. Тем не менее постепенно, наблюдая, рисуя, он стал незаурядным художником.

Летом 1826 года Рейтерн близко сошелся с замечательным русским поэтом Василием Андреевичем Жуковским. Дружба связала их на долгие годы, до смерти поэта в 1852 году. В 1833-34 годах друзья совершили путешествие по Швейцарии и Италии. В Риме они познакомились с художниками — членами Назарейского братства, посещали мастерские Овербека, Торвальдсена, Корнелиуса, чье религиозно-мистическое искусство было созвучно романтизму Жуковского и Рейтерна. Во время путешествия художник фиксировал все, что привлекало его внимание — красивую местность, человеческие лица, памятники старины. Обычно он подписывал, датировал и снабжал пояснениями свои рисунки, которые позднее сам художник или его близкие вклеивали в красиво оформленные альбомы в хронологическом порядке. Жуковский много сделал для Рейтерна. Будучи воспитателем наследника, впоследствии царя Александра II, Василий Андреевич, пользуясь своим влиянием при дворе, добился пенсии для своего друга. В 1837 году с помощью Жуковского Рейтерн получил звание придворного художника с правом постоянного проживания за границей. В последний раз Рейтерн был на родине в 1830-32 годах, но он никогда не порывал связей с Россией, считая себя русским художником. По его настоянию сыновья были на русской службе. В 1841 году Жуковский женился на дочери Рейтерна Елизавете, и с этого времени обе семьи неразлучны.

Получив звание придворного художника, Рейтерн считал себя обязанным посылать ежегодно свои работы царю. Причем сделанные им рисунки и акварели с натуры казались ему недостойными внимания царя, и он посылал в Петербург большие религиозные композиции в духе назарейцев. Одна из них, "Моление о чаше", была в свое время принята с восторгом. Значительно интереснее Рейтерн-рисовалыцик. Его рисунки и акварели отличают четкость и завершенность композиции, спокойная статика фигур. Правда, наряду с точностью и объективностью им присущи некоторая суховатая подробность и прозаизм. Но в этом он неотделим от других художников бидермейера — Крюгера и Вальдмюллера, Тропинина и Зарянко. В акварельных и карандашных портретах Рейтерна видно стремление показать человека в обыденной обстановке, лишенного пышных и многозначительных атрибутов. Эти подчеркнуто неофициальные портреты написаны без стремления возвысить модель (будь то никому не известный эстонский парень или "олимпиец" Гете). Лирическое настроение, легкая задумчивость, погруженность в себя, интимность создают ощущение уютной замкнутости — типично бидермейеровское чувство.

В 1844 году Жуковский и Рейтерн с семьями на некоторое время поселились в Дюссельдорфе, центре жанровой живописи Германии середины века. Но вскоре и Рейтерна и Жуковского стало тяготить чересчур приземленное, бытовое искусство дюссельдорфцев, их тянуло к большому религиозному искусству. Поэтому закономерен их переезд во Франкфурт, где жили некоторые художники, входившие ранее в братство назарейцев. Но и здесь им не суждено было задержаться надолго. Во время революционных событий 1848 года Франкфурт стал центром революционного движения в Германии. А поскольку Жуковский и Рейтерн были приверженцами королевской власти, они вынуждены были уехать в Баден-Баден. Рейтерн после этого еще неоднократно переезжает из города в город (Дрезден, Страсбург, снова Франкфурт), а Жуковский остался в Бадене и умер там в 1852 году. Последние годы жизни Рейтерн провел в имении жены, в оторванном от городской цивилизации, патриархальном крестьянском уголке, где много рисовал. К этому времени относятся обаятельные портреты крестьян в национальных костюмах. В этих работах проявился не этнографический, внешний, а искренний, живой интерес к народной жизни. Сюда, в Швальм, приезжали художники — единомышленники Рейтерна, и здесь образовалась своего рода маленькая художественная колония, для которой крестьянский быт стал основной темой в искусстве. Здесь Герхард фон Рейтерн и умер 22 марта 1865 года — ровно через тридцать три года, день в день, после смерти Гете.

Е.Либман
Сто памятных дат. Художественный календарь на 1990 год. М.: Советский художник, 1989.